Прогноз для Украины. Доктор сказал - в морг!

Дата публикации: 7 июля 2014 года в 21:09.
Категория: Политика.

В потоке пропагандистской заказухи, идущем от украинских журналистов и «экспертов», никто даже не пытается оценить реальное положение вещей. Нет ни одного внятного обзора финансов или состояния экономики, не говоря уже о системном анализе ситуации. Попробуем заполнить этот вакуум, ведь полезно видеть истинное положение дел, а не фантастические картины, которые рисует армия свидомых пропагандистов.

Финансовые риски

Финансовая динамика достаточно проста и предсказуема. Ежемесячный негативный баланс внешней торговли Украины составляет свыше $2 млрд (поскольку экспорт имеет стойкую тенденцию к сокращению, то и дефицит торгового баланса имеет тенденцию к росту).

Ежемесячный отток инвестиционных/банковских капиталов порядка ещё $2 млрд (интересно, где европейские инвесторы с чемоданами денег, которых обещали украинцам киевские власти?).

Свыше полутора десятков банков на грани банкротства, со введённой временной администрацией НБУ. Ещё больше банков с критичным доминированием токсичных активов и недостатком оборотных средств, для которых банкротство - это вопрос ближайшего будущего.

Из $17 млрд золотовалютных резервов примерно $15 млрд – это не деньги, а «ценные бумаги», долговые обязательства Украины, находящиеся на балансе НБУ и других государственных банков (автокредитование). Настоящей валюты на балансе НБУ всего около $2 млрд (если не меньше, данные Минфина давно не обновлялись), то есть их хватит на обеспечение всего одного месяца дефицита торгового баланса (и этим данным уже пара недель, так что реально вполне может быть уже меньше).

В июне Национальный банк Украины едва-едва, с задержкой в несколько дней смог оплатить $75 млн купонных платежей по последнему российскому займу.

Общая ситуация с банковской системой также плачевная. Всего за пять месяцев этого года НБУ ввел временные администрации в полтора десятка банков, в том числе в нескольких крупных, таких как банк «Форум» (на днях объявивший себя банкротом) или «Брокбизнесбанк».

Перестали работать банки, совместно владевшие активами на 40 млрд грн. В результате Нацбанк был вынужден выделить Фонду гарантирования вкладов кредит на четыре с лишним 4 млрд грн – в фонде попросту закончились деньги для расплаты с вкладчиками.

С января по май украинские банки потеряли 86 млрд грн депозитов, или почти 20% всех размещенных в банках вкладов. Соответственно сократились и активы банков. На 1 мая они снизились на 3,8%, или на 51 млрд грн - до 1329 млрд грн. А за рубеж с начала года было выведено порядка $20 млрд (240 млрд гривен).

Банковская система Украины по итогам января-мая 2014 года получила 10,4 млрд грн убытков (за аналогичный период прошлого года прибыль составила 1,1 млрд грн).

Экономические риски

Происходит снижение экономической активности. Многие предприятия промышленного Юго-востока повреждены и/или не работают, в том числе и те, что находятся за пределами зоны боевых действий.

Экспорт падает, соответственно, и производство оказывается не востребованным и останавливается. Растёт численность безработных и падают налоговые поступления.

Вместо поиска рынков сбыта продукции и заключения международных контрактов украинское правительство сосредоточено на военной истерии и русофобской риторике. А без помощи России выбраться из экономической ямы на сегодняшнем этапе просто невозможно – европейские страны и компании за несколько месяцев не заключили с украинскими партнёрами НИ ОДНОГО значительного контракта, не открыли для украинских товаров ни одного рынка, не разместили ни одного промышленно-производственного заказа.

Дефицит торгового баланса вполне может ухудшиться с минус $19 млрд (2013 год) до минус $33-35 млрд.

Спад промышленного производства очевиден (за первые четыре месяца 2014 года спад составил 5,3%, размеры дальнейшего падения на сегодняшний день трудно предсказуемы). Он начался ещё до начала боевых действий на юго-востоке и преимущественно связан с процессом «евроинтеграции», сопровождавшимся ухудшением отношений со странами Таможенного Союза (РФ в первую очередь). Хотя в причинах этого спада есть доля и от негативной конъюнктуры некоторых рынков, и от всё большего устаревания производственной базы Украины, длительное время не проходившей модернизации.

Но война сильно усугубила ранее существовавшие тенденции. Численность убыточных украинских предприятий возросла с 37% в 2012 году до 51% во втором квартале 2014 года, а к концу года прогнозируется дальнейший рост числа убыточных предприятий до 57-58%.

Нацбанк Украины отчитался о колоссальных убытках украинских предприятий в первом квартале 2014 года. Они выросли в 5,5 раза. При этом прибыль украинских предприятий выросла лишь в 2,2 раза. В итоге отрицательное сальдо (прибыль минус убыток) достигло почти $11 млрд. (128,5 млрд грн).

По данным РЖД, грузовые перевозки (важный показатель деловой активности) по погранпереходам с Украиной снизились в 1,5 раза. Пассажиропоток между Украиной и Россией в июне также резко упал – на 50-70%.

Ситуация в сельском хозяйстве, судя по имеющимся данным, также плачевная. Посевная прошла лишь на 70-72% от плановых показателей (как из-за отсутствия сезонных кредитов производителям сельхозпродукции, так и из-за проблем с наличием ГСМ).

Косвенно на катастрофичность ситуации в сельскохозяйственной отрасли указывает и заявление исполняющего обязанности министра АПК Игоря Швайки о засекречивании информации об урожае «как стратегической и составляющую военную тайну». Швайкин заявил, что «эта информация будет закрыта, т.к. информация об обеспечении продовольствием во время военного положения является информацией с ограниченным доступом».

Социальные риски

Рост безработицы, сокращение реальных зарплат, снижение покупательной способности населения, истощение сбережений, принудительные отчисления на содержание карательных отрядов и строительства идиотских «рвов Таруты» и «стен Коломойского» – всё это очевидная реальность Украины.

Аналитик Нарек Авакян указывает, что инфляция в годовом выражении с начала 2014 года уже составила более 30%, падение уровня жизни населения примерно на 25%, падение реальных доходов почти на 20% (до среднего показателя в $250).

В сфере ЖКХ последние пару месяцев стремительно разворачивается экономическая драма. Население уже задолжало 13 млрд грн за услуги ЖКХ, и с ростом тарифов по всем направлениям эта сумма будет только расти.

С 1 мая цены на газ для населения выросли на 40%. Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), с 1 июня 2014 года повысила тарифы на электроэнергию для населения на 10-40% в зависимости от объемов ее потребления. С 1 июля тарифы на водоснабжение выросли в среднем на 84%, оплата за использование канализации на 105%.

В целом расходы на коммунальные платежи выросли за это время почти в два раза, и в ближайшее время планируются новые повышения.

Тысячи специалистов принудительно мобилизованы, они отчуждены от производительной деятельности в пользу деятельности разрушительной, семьи лишены кормильцев. При этом безработица среди экономически активного населения выросла до 8,8%. Особенно неблагополучны по этому показателю Винницкая (10,9%), Волынская (9,8%), Житомирская (11,1%), Закарпатская (10,5%), Полтавская (10,6%), Ровенская (10,8%), Тернопольская (11,1%) и Хмельницкая (10,5%) области.

Одновременно Арсен Аваков фактически завершает уничтожение МВД. Его заявления о том, что каждый сотрудник милиции должен принять участие в карательной операции против Новороссии, заставляют увольняться последних адекватных профессионалов уголовного розыска (которые не успели уволиться во время травли милиции, развёрнутой во время и после евромайдана). А это открывает широчайшие перспективы для дальнейшего роста преступности (можно запросить статистику по флажковой преступности за последние три-четыре месяца, но есть подозрения, что она тотально фальсифицируется).

Энергетические риски

С газом всё понятно и очевидно – его перекрыли. И реверс не поможет (по целому ряду причин, начиная от прямого запрета на реверс со стороны Газпрома и заканчивая требованиями предоплаты со стороны Румынии и Словакии при отсутствии денег у украинского правительства).

Поэтому имеющихся запасов и собственной добычи хватит максимум до конца нынешнего года, после чего самую холодную часть зимы украинцам придётся топить дровами (но можно не сомневаться, что лично у Порошенко и Яценюка дома при этом будет тепло).

Запасов газа в хранилищах и собственной газодобычи хватит в «самом лучшем» случае (при самой жёсткой экономии и дальнейшем снижении промышленного производства) примерно до начала января. И стоит учитывать, что большая часть находящегося в хранилищах газа формально по-прежнему принадлежит «Газпрому», поскольку за этот газ не было заплачено.

При этом планы украинского правительства экономить на отключении от потребления газа промышленных предприятий очень «обрадуют» производителей, и приведут к убыткам этих предприятий и дальнейшему ухудшению экономической ситуации.

Ситуация с нефтью и нефтепродуктами не намного лучше (хотя этот вопрос, в отличие от газа, постоянно замалчивается). Между тем, Коломойский сливает техническую нефть из нефтепроводов, что говорит о том, что с запасами нефти дела обстоят совсем плачевно. (И заодно косвенно намекает, что играть на длительную перспективу Коломойский не собирается).

Кроме газа и нефти, большие проблемы также с атомной энергетикой Украины. За последние дни уже аварийно остановлены уже три энергоблока, в которые пытались загружать американское ядерное топливо вместо российского. Один блок остановлен на Запорожской АЭС и два на Южно-Украинской АЭС. А запасы российских ТВЭЛов для АЭС подошли к концу ещё в начале мая.

Политические риски

Неприятие украинских ультраправых в Европе – это не новость. Но если раньше они считались просто маргиналами, то за последнее время они «прославили» Украину по полной программе. Погромы посольств, похищения и преследования журналистов, притеснения свободы слова – это обыденность современной Украины. Плюс к этому – политика геноцида жителей Донбасса, обстрелы мирных городов, отказы в создании гуманитарных коридоров, применение оружия массового поражения (ОМП) против гражданского населения (зажигательные снаряды и реактивные установки залпового огня относятся именно к оружию массового поражения) – всё это постепенно становится известно широким слоям европейского и мирового населения. И от этого новым украинским властям уже никогда не отмыться.

В Европе всё громче звучат призывы к осуждению и остракизму украинских властей, меняется риторика выступлений, да и многие политики, ещё недавно поддерживавшие евромайдан, сегодня дистанцируются от своего участия в нем и ответственности за его последствия.

Вполне вероятно дальнейшее охлаждение отношений с ЕС (особенно, если у Евросоюза будут проблемы с поставками газа из-за Украины) - вплоть до полной международной изоляции.

Кроме того, на последних выборах в Европарламент значительно вырос процент прошедших в него «евроскептиков», а в следующем году эти же силы могут получить значительное представительство и в парламентах ведущих европейских стран, в том числе Германии, Великобритании и Франции.

Риски безопасности

Как утверждают те же американцы, государство должно обладать монополией на насилие. Украинское правительство даже не пытается осуществить этот принцип на деле. И речь я не о «сепаратистах» Новороссии – как раз они во многом лишь реакция на беспредел в остальной Украине.

Украину заполонили десятки непонятных вооруженных формирований – сотни самообороны, нацгвардия, батальоны территориальной самообороны, группировки футбольных фанатов – которые подчиняются только своим хозяевам, а ни правительство, ни МВД, ни СБУ их не контролируют. И все эти группировки экипированы, вооружены и осуществляют активность, руководствуясь вовсе не законами, а лишь интересами и приказами своих владельцев. А вялые попытки органов правопорядка поставить подобные группировки на место регулярно приводили к обвинениям милиции в «провокаторстве» и «сепаратизме», а также к угрозам физического насилия или даже к самому насилию (систематически остававшемуся безнаказанным и даже становившемуся иногда поощряемым). Все это привело к пассивному дистанцированию остатков МВД от происходящих процессов.

Риски безопасности, в частности, проявляются в сепаратистских и откровенно феодальных действиях команды Коломойского, а также в аналогичных сепаратистских настроениях в других регионах. При этом складывается парадоксальная для внешнего наблюдателя картина, когда по сути за одни и те же действия одних называют «героями» и поощряют, а других называют «террористами» и пытаются уничтожить. «Друзьям – всё, врагам – закон» – где-то мы всё это уже слышали.

Но дело даже не в справедливости и законности (хотя в них тоже), а в том, что:

а) ни один человек в Украине не может чувствовать себя в безопасности (даже нардепа Пашинского, имеющего свою «сотню самообороны», недавно избили члены конкурирующей сотни);

б) частная собственность «немайдановцев» также никак не защищена, происходят постоянные рейдерские захваты, в том числе и «узаконенные» (как отъём транспортных средств для нужд АТО);

в) нет ни работающей правоохранительной системы, ни законов, ни судов;

г) есть каста «опричников-неприкасаемых», которым всё дозволено, в том числе насилие и уголовные преступления.

Всё вышеперечисленное не может считаться благоприятным ни для благосостояния граждан, ни для ведения бизнеса (привлечения капиталов).

Системные риски

Главные риски, которые активно влияют на все остальные – это риски потери управляемости. Как можно улучшить ситуацию хоть на каком-то направлении, если ни одно направление толком не находится под контролем правительства? Правильный ответ – никак.

С точки зрения принципов кибернетики, есть два варианта повышения стабильности и контролируемости системы. Первый – это экспорт нестабильности вовне. Именно это и попытались сделать киевские власти, отправив наиболее отмороженных и бесконтрольных боевиков майдана на «восточный фронт». Действительно, часть из них была успешно утилизирована (погибла), но общей ситуации это не решило.

Как показывают последние события, значительная часть ультраправых по-прежнему сосредоточена в Киеве, ехать на войну не хочет и не собирается, и продолжает «мутить воду», постоянно устраивая различные провокации.

Складывается стойкое впечатление, что их не отправляют на восток и специально берегут именно для этих целей – для поддержания высокого градуса нестабильности в украинской столице. Кому это выгодно – можете догадаться с двух раз.

Второй способ повышения управляемости системы – это резкое повышение структурированности системы, в том числе путём активного инвестирования в развитие собственных элементов. Именно так поступила несколько лет назад Россия, которой сначала угрожал собственный внутренний сепаратизм (не только в Чечне, но и в ряде других регионов). Эта проблема была решена активным инвестированием в развитие проблемных регионов. Но для подобного решения нужны значительные ресурсы. У России такие ресурсы были и есть. У Украины таких ресурсов нет (как нет и эффективного кризисного менеджмента).

Поэтому можно уверенно предсказывать дальнейшее сокращение территории Украины до того предела, когда незначительных наличных ресурсов будет достаточно для поддержания относительного порядка на оставшейся территории. Кстати, при такой методологии анализа получается, что чем больше ресурсов будет потрачено на попытку подавления Новороссии, тем меньше территории останется подконтрольно Киеву в итоге.

В общем, сказать точно, где именно «рванёт» сначала, а где потом, не представляется возможным. Рвётся там, где тонко, а у Украины тонко сейчас везде. И уже не столь важно, какой из многочисленных критических факторов станет формальным катализатором коллапса – в результате все остальное тоже начнет сыпаться, как костяшки домино.

Единственное разумное лекарство (сотрудничество с Россией и другими странами ТС) пациент отвергает напрочь, поэтому прогноз, увы, неутешителен.

Александр Роджерс. («Полемика»)

Новости по теме