Власти Хакасии делят полномочия и деньги

Дата публикации: 29 октября 2014 года в 09:10.
Категория: Экономика.

Сессия Верховного Совета ХакасииСессия Верховного Совета Хакасии

С середины 2014 года в России изменилось федеральное законодательство. Теперь регионам страны дано право самим распределять полномочия между районными муниципалитетами и сельскими поселениями, которые в них входят. О том, как эти полномочия планируют разделить в Хакасии, рассказал заместитель Председателя республиканского парламента Сергей Комаров.

Федеральный закон № 131 закрепляет за муниципалитетами в обязательном порядке 13 полномочий. Среди них – формирование бюджета, выплата зарплаты собственным служащим, утверждение муниципального Устава и т.д. Но кроме этого есть около 20 видов полномочий, которые можно закрепить как за поселением, так и за районной властью.

Экспертная комиссия, созданная в Верховном Совете Хакасии по инициативе фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», за последнее время провела восемь хорошо подготовленных заседаний, в которых приняли участие все руководители районов, председатели райсоветов и главы всех поселений. Каждый смог высказать свое мнение по поводу разделения полномочий.

Важнейший вопрос для муниципальных образований - это обеспечение сел теплом, водой и электричеством. Эти функции решили закрепить за поселениями, поскольку имущество на сегодняшний день в собственности у поселений, и именно их бюджеты должны работать с этими вопросами. Однако в отдельных случаях, если поселение просит, а район с этим согласен, такие полномочия могут быть преданы на уровень районных властей.

Иная ситуация с библиотечным обслуживанием населения. Эту функцию твердо закрепили за районами. А на уровне республики будет функционировать централизованная библиотечная система.

Разумеется, по разным видам полномочий у представителей поселений часто были разные мнения о том, кому их брать на себя. Но именно экспертная комиссия, исходя из соображений рациональности и эффективности, предложила тот вариант, за который в итоге высказалось большинство представителей от районов и сел. Этот законопроект и будет вынесен 29 октября на рассмотрение сессии республиканского парламента.

Отметим, что аналогичный закон еще в сентябре был принят в Республике Бурятия. Там законодатели вопросы электроснабжения, передачи электроэнергии и даже уличного освещения деревень передали с уровня муниципалитетов на уровень региона.

Но мы в Хакасии решили иначе. Исходя из логики, решать вопрос о том, на какой улице села лучше поставить фонарь, должен глава этого села. Хотя в Бурятии почему-то решили иначе. А в Московской области власти региона забрали себе у муниципалитетов право регулирования земельных отношений. Отметим, что в Хакасии некоторые главы районов тоже предлагают полномочия по распределению земель передать в ведение республиканской власти.

Еще один сложный вопрос - в настоящее время районная власть обязана предоставлять жилье сиротам, и в тех районах, где есть детские дома (то есть сирот много), образуются очереди на предоставление жилья. Поскольку в муниципальном бюджете очень сложно найти средства на покупку квартир или домов. Мы решили, что республиканский бюджет сможет решать этот вопрос более эффективно.

Наша задача, как депутатов, принимать такие законы, которые делают жизнь людей лучше и комфортнее.

К примеру, все медицинское обслуживание в Хакасии сейчас в ведении регионального министерства здравоохранения. Но сельский житель, который недоволен качеством услуг местного фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), не едет со своими претензиями в Абакан, а идет жаловаться к главе поселения. Тот, следуя букве закона должен человеку отвечать, что я, мол, все понимаю и сочувствую, но сделать ничего не могу. Поскольку ФАП подчиняется только республиканскому Минздраву. На деле ситуация решается иначе. Глава поселения все же начинает решать медицинскую проблему своего селянина, хотя в силу своих полномочий он делать этого не должен и не имеет права.

Еще один пример. Решался вопрос о том, за кем закрепить полномочия в вопросах оказания содействия в народных промыслах. Некоторые главы поселений хотели сплавить эту обязанность в ведение районной власти. Но, исходя из практики, именно главе села проще всех решить вопрос с предоставлением кустарям, скажем, помещений. В ином случае человеку пришлось бы ехать в райцентр и там упрашивать начальство, чтобы , ему выделили помещение в доме культуры его же собственного села. МЫ решили, что такие вопросы правильнее будет решать на местах.

Если резюмировать все вышесказанное, то в ходе работы Экспертной комиссии Верховного Совета, мы, в результате обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, принимали ту или иную схему разделения полномочий между поселениями, муниципалитетами и республикой.

Мы считаем, что по логике предложенного нами законопроекта, республиканское министерство финансов сможет точно посчитать все параметры распределения бюджетных средств и профинансировать то или иное направление. Таким способом мы наведем порядок в вопросах распределения и полномочий и финансов, а это уже затрагивает интересы всех без исключения жителей Хакасии.

Новости по теме