Франция снова пригласила в Сен-Назер российскую команду вертолетоносца «Владивосток» типа «Мистраль»

Дата публикации: 14 февраля 2015 года в 17:15.
Категория: Политика.

Вертолетоносец "Владивосток" типа "Мистраль"Вертолетоносец "Владивосток" типа "Мистраль"

Появилась информация, что после минской встречи «нормандской четверки» Франция все-таки решила передать России построенные по ее заказу вертолетоносцы типа «Мистраль». Известно, что на первый из этих кораблей «Владивосток» вновь приглашен и возвращается российский экипаж, в декабре прошлого года уехавший домой.

Напомним, в 2011 году «Рособоронэкспортом» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство вертолетоносцев типа «Мистраль». По его условиям два корабля должны быть построены на верфях Франции и еще два по лицензии в России. При этом Франция с момента закладки первого корабля передает России всю документацию по технологии строительства вертолетоносцев.

При этом даже два первых корабля изготавливались во Франции лишь частично. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге. Затем эти части были отбуксированы на верфи компании STX France в Сен-Назере где проводилась их стыковка с головными частями и окончательная достройка.

Вооружение на корабли должны устанавливать уже в России. В Санкт-Петербурге вертолетоносцы планируется оснастить всеми необходимыми боевыми системами, в том числе палубными ударными вертолетами Ка-52 «Аллигатор», по 16 штук на каждом из кораблей.

Передача ВМФ России первого вертолетоносца, который назвали «Владивосток» была намечена на осень 2014 года. Второго корабля «Севастополь» - на осень 2015 года.

В июне 2014 года в Сен-Назер прибыли 400 моряков российского экипажа «Владивостока». Они осваивали свой новый корабль с помощью французских инструкторов. Российские моряки ходили на «Владивостоке» в море во время испытаний вертолетоносца.

Торжественная церемония передачи корабля российскому заказчику должна была состояться 14 ноября. Потом ее перенесли на 27 ноября. А затем президент Франции Франсуа Олланд заявил, решил приостановить передачу «Владивостока» из-за ситуации на Украине.

В декабре русский экипаж покинул «Владивосток» и отбыл на Родину. В Минобороны России тогда прокомментировали отказ Франции от передаче корабля «Владивосток» достаточно спокойно. «В случае отказа передать корабли французская сторона будет обязана вернуть деньги», - заявили в оборонном ведомстве России.

12 февраля в Минске прошли переговоры так называемой «нормандской четверки» по разрешению кризиса на юго-востоке Украины. Президенты России, Германии, Франции и Украины общались без сна, отдыха и свидетелей 16 часов подряд (говорят – это исторический рекорд). В итоге Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко подписали соглашение о прекращении огня на Донбассе.

Никто не знает, о чем говорили лидеры четырех стран во время марафонских переговоров в Минске. Не исключено что Путин с Олландом обсуждали и вопрос о «Мистралях». Эта тема могла подниматься и во время недавних визитов Олланда в Москву, где он в этом году побывал сначала в одиночку, потом вместе с Ангелой Меркель. Об итогах этих бесед публично не сообщали ни российская, ни французская сторона.

Для публики Олланд на этой неделе лишь подтвердил свою прежнюю позицию о невозможности передачи «Мистралей» России. Сразу после встречи «нормандской четверки» в Минске, Олланд прилетел на саммиит ЕС в Брюссель после которого заявил на пресс-конференции, что «Условия [для передачи кораблей] по-прежнему не сложились. Надеюсь, однажды они будут выполнены», — казал французский президент.

Но политикам порой приходится говорить вслух то, что не соответствует, или не совсем соответствует действительности (вспомните, что регулярно заявляет представитель Госдепа США Джен Псаки).

Известно, что отказ Франция отдать корабли был не собственным решением этой страны. Ее к этому грубо принудили американцы. Власти США весь прошлый год неоднократно требовали от Франции решения не поставлять «Мистрали» России.

Так, в средине ноября 2014 года восемь конгрессменов из палаты представителей США направили письмо генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. В своем послании американские политики предложили ему выкупить или взять в аренду вертолетоносцы типа «Мистраль», предназначенные для России. В письме конгрессменов говорится: «Осознавая то финансовое бремя, которое может понести Франция, если она с полным на то правом откажется передавать эти корабли России, мы вновь призываем НАТО приобрести или арендовать их как объекты совместного использования на море».

Однако рассуждения американцев про выкуп или аренду вертолетоносцев – это сугубое словоблудие. Во-первых, построенные во Франции корабли не оснащены системами вооружений. И представляют собой по сути лишь огромные баржи 180-метровой длины. Чтобы превратить их в боевые единицы, потребуются очень серьезные финансовые и технические вложения, на которые в мире мало кто способен.

Во-вторых, для таких кораблей нужно строить специальные и тоже очень дорогостоящие пункты берегового базирования. (В России сейчас такой достраивается на Дальнем Востоке).

В третьих, «Мистрали» не могут быть переданы третьим странам, так как их кормовые части построены в России и ей принадлежат. Если французы окончательно откажутся от передачи кораблей, им придется отрезать от них кормовые части и вернуть их России.

В четвертых, в случае отказа от передачи вертолетоносцев, французской стороне придется вернуть заказчику уплаченные за их постройку 1,2 млрд евро, а также выплатить огромную неустойку. При этом технологии по изготовлению «Мистралей» Россия уже получила в полном объеме и отечественные судостроители неоднократно заявляли, что готовы строить такие корабли сами.

В пятых, разрыв контракта уже принес Франции огромные репутационные издержки. Эта страна является одним из крупнейших в мире торговцем оружием. Невыполнение обязательств по «Мистралям», наверняка заставит многих  потенциальных заказчиков задуматься и сделать выбор в пользу более надежных поставщиков вооружений.

Французам совершенно не хочется срывать сделку по «Мистралям». И хотя Олланд вслух заявил, что условия передачи кораблей все еще «не сложились», есть основания считать что «по-тихому» он решил отдать «Мистрали» заказчику.

В пятницу, 13 февраля источник в Главном штабе ВМФ России сообщил, что «в первых числах марта экипаж десантного вертолетоносца «Владивосток» планируется направить из Владивостока в Кронштадт, откуда наши моряки на учебном корабле «Смольный» вновь отправятся во французский порт Сен-Назер, где им предстоит принять первый корабль типа «Мистраль», цитирует «Интерфакс» слова источника в Главном штабе ВМФ.

Источник добавил, что экипаж второго вертолетоносца «Севастополь», который сейчас достраивается в Сен-Назере, пока остается во Владивостоке.

А ранее, в четверг, 12 февраля военно-дипломатический источник сообщил, что команда на передачу «Владивостока» российской стороне может быть дана из парижского Елисейского дворца уже в начале следующей недели, с тем, чтобы в первой половине марта корабль был полностью готов к передаче российской стороне.

Военно-дипломатический источник подчеркнул, что Франция заинтересована как можно быстрее передать России уже построенный и прошедший все испытания ДВКД «Владивосток», так как она несет большие расходы по поддержанию технической готовности корабля, с конца ноября прошлого года находившегося в бассейне Пеноэ в Сен-Назере.

По данным французских СМИ, неисполнение договора поставки Москве двух вертолетоносцев типа «Мистраль» будет обходится Парижу по 5 млн евро в месяц, и это только оплата охраны и технического обслуживания двух кораблей, которые останутся во Франции. А в случае неисполнения контракта, добавляется к этим тратам возврат уже заплаченных российской стороной 890 миллионов евро и штраф за просрочку, который растет с каждой неделей и может составить от 5 до 10 млрд евро.

Новости по теме