Россия приговорила Латвию к экономической казни

Дата публикации: 16 августа 2015 года в 16:26.
Категория: Экономика.

Рижский свободный портРижский свободный порт

Россия направила государственной компании «Латвийская железная дорога» официальное извещение о том, что прекращает движение поездов на пути, связывающем две страны. Сообщается, что поезда не будут ходить в течение двух месяцев, для проведения ремонта находящейся в плохом состоянии железной дороги. При этом в РЖД уточнили, что после ремонта движение может и не возобновиться, поскольку весь грузопоток, следовавший из России в латвийские порты, перенаправят в новый порт Усть-Луга в Ленинградской области.

В официальном уведомлении, полученном «Латвийской железной дорогой» (ЛЖД) из России говорится, что в связи с плохим состоянием путей, соединяющих оба государства, начиная с 21 августа в течение двух месяцев будут проводиться ремонтные работы. «В это время пропускная способность железных дорог на латвийском направлении окажется очень низкой,  грузопоток в Латвию может быть прекращен почти полностью», - сообщили представители ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

В руководстве ЛЖД заявили, что у них пока нет информации о том, на каких именно участках планируется проводить ремонтные работы. В ближайшее время представители ЛЖД и латвийского Министерства сообщения отправятся в Москву, чтобы выяснить все обстоятельства.

Вице-президент ЛЖД Эрик Шмукстс отметил, что «Российские железные дороги» «своевременно не проинформировали о планируемых ремонтных работах, хотя обычно так не поступают».

В свою очередь, председатель правления ЛЖД Айварс Стракшас заявил, что приостановка движения из-за ремонта может оказаться лишь формальным предлогом. По имеющейся  у него информации, есть большая вероятность, что транзитный грузопоток из России в Латвию остановлен навсегда, а все предназначенные для Латвии грузы уйдут в новый российский порт в Усть-Луге.

Стракшас добавил, что глава РЖД Владимир Якунин находится в отпуске, и никаких комментариев от него на этот счет пока не поступало.

Латыши пока не подсчитали, какие убытки они понесут из-за прекращение транзита даже на два месяц. Но сейчас из России через порты Латвию ежемесячно перевозится около 4 млн тонн грузов и правящие круги прибалтийской страны уже начали впадать в панику.

Министр сообщения Латвии Анрий Матисс, а также председатель правления Рижского свободного порта и вице-мэр Риги Андрис Америкс заявили, что располагают сведениями о полном прекращении транзита российских грузов через Рижский порт.

Так, министр Анрийс Матисс сообщил агентству BNS, что по неофициальным каналам получил от российских коллег предупреждение, что РФ прервет транзит грузов угля и минеральных удобрений через Ригу.

А вице-мэр Риги Андрис Америксв эфире передачи «Утренняя панорама», выходящей на «Латвийском телевидении», рассказал, что получил неофициальные сведения о том, что Россия может прекратить транзит угля через Рижский порт. В связи с этим он отметил, что каждая перевезенная транзитом тонна угля дает латвийской экономике 10 евро добавленной стоимости. «Грузы угля составляют примерно 13-14 млн тонн — то есть, это убытки в 130 — 134 млн евро», — добавил Америкс.

Еще более эмоционально прокомментировал ситуацию мэр Риги Нил Ушаков, заявивший, что прекращение российского транзитаприведет к массовым увольнениям латвийских железнодорожников и портовиков и вместе с членами их семей под угрозой окажется благополучие свыше 70 тысяч человек.

На своей странице в соцсети Facebook мэр Риги написал: «Появляются тревожные новости, что РЖД останавливает транзит всех грузов на Латвию. И никто особо не скрывает, что это политическое решение. В рижском порту работает в общей сумме под 20 000 человек. На „Латвийской железной дороге“ еще, кажется, около 8 000. Добавьте членов семей. Под угрозой сейчас окажется благополучие минимум 75 000 человек. По латвийским меркам это сопоставимо со вторым по величине городом, примерно как Даугавпилс.

Максимум на что мы можем рассчитывать сейчас, что правительство с умным выражением на лице начнет говорить о давней необходимости диверсификации и уменьшении рисков. Я уже не говорю о том, что именно нынешняя коалиция сделала все для того, чтобы Латвия потеряла транзит.

Но порты и железную дорогу в стране на границе с Россией нельзя диверсифицировать. Единственной диверсификацией для 75 000 наших сограждан связанных с рижским портом и „Латвийской железной дорогой“ может стать эмиграция. Шариков и Швондер на фоне нашего правительства и правых политиков были высококвалифицированными профессиональными топ-менеджерами».

Отметим, что Рижский свободный порт за семь месяцев этого года перевалил 23,7 млн тонн грузов — на 1% больше, чем за тот же период прошлого года. В 2014 году Рижский порт перевалил 41,08 млн. тонн грузов — на 15,8% больше, чем в предыдущем году. В порту отметили, что весь прирост обеспечен лишь увеличением поставок угля из России

При этом львиная часть всего грузопотока Рижского порта – это российский уголь, металлы и минеральные удобрения.

А латвийские источники информации тем временем сообщают, что Россия действительно уже с 13 августа прекратила отгрузку через Рижский порт угля и чугуна.

По данным Ассоциации морских портов России, все последние годы отечественные морские гавани наращивают грузооборот. В 2014 году он вырос на на5,7% до 623,4 млн тонн. При этом на российские порты Балтийского бассейна пришлось 223,4 млн тонн.

Даже в нынешнем кризисном году рост перевалки грузов в российских портах не прекратился. За январь-март 2015 года он в целом вырос на 8,9%, на Балтике – на 8%. В лидерах традиционно идет новейшая Усть-Луга, где рост грузооборота за первые три месяца этого года составил 27%.

Новости по теме