Директор по алюминиевому бизнесу РУСАЛа Евгений Никитин: «Мы способны удовлетворить спрос»

Дата публикации: 5 октября 2015 года в 15:21.
Категория: Экономика.

Директор по алюминиевому бизнесу РУСАЛа Евгений НикитинДиректор по алюминиевому бизнесу РУСАЛа Евгений Никитин

Суммарная годовая мощность предприятий, входящих в состав алюминиевого дивизиона (АД) РУСАЛа, превышает 3,5 млн тонн. При этом все заводы АД рентабельны, а значит, каждая тонна алюминия приносит прибыль.

В чем секрет эффективного производства в мировой кризис? Как выполняются задачи, поставленные перед заводами и в целом перед дивизионом? Какие новые виды продукции появились в последнее время? Как реализуются проекты по развитию и модернизации производства? Об этом и другом специально для газеты «Вестник РУСАЛа» рассказал директор по алюминиевому бизнесу Компании Евгений НИКИТИН.

Шаги роста

Перед нами сегодня не стоит задача произвести как можно больше алюминия любой ценой. Каждое предприятие, входящее в состав дивизиона, как, впрочем, и Компании в целом, должно быть рентабельным, а каждая тонна продукции – приносить прибыль. Поэтому еще в 2010 году, когда формировался Алюминиевый дивизион с управлением в Красноярске, перед нами была поставлена цель повышения эффективности, прежде всего за счет роста доли продукции с добавленной стоимостью (ПДС) в общих объемах производства. Могу сказать, что эта задача решается успешно. Из года в год мы имеем положительную динамику роста доли ПДС. Например, если в 2010 году она была 29%, в 2011 году выросла до 33%, а по итогам 2014 года составила уже 38%.

По итогам 2015 года этот показатель должен достичь 40%. Потенциал дальнейшего роста есть, и в наших планах выйти к 2020 году на показатель 58%. Технически мы готовы выполнить данную задачу. Но во многом это будет зависеть от возможностей сбыта: если на рынке будет востребован такой объем высокотехнологичной продукции, то мы способны удовлетворить спрос.   

Есть спрос – есть предложение

Потребители с каждым годом предъявляют все более высокие требования как к качеству, так и к номенклатуре сплавов, а мы удовлетворяем эти требования, расширяя номенклатуру.

В первую очередь хочу упомянуть о плоских слитках сплавов 5ххх, 6ххх, 8ххх группы. Их выпуск освоен на САЗе благодаря проведению серьезной модернизации производства. Данная продукция отправляется на экспорт, прежде всего азиатским потребителям. Также САЗ освоил производство алюминия с низким содержанием Si/Fe марки А92, который востребован на рынке Европы.

В свою очередь, ИркАЗ освоил выпуск циркониевой катанки диаметром 9,5 мм. Эта инновационная продукция поставляется на внутренний рынок и замещает импортные аналоги.

Модернизируем, механизируем

Практически на всех предприятиях дивизиона реализуются проекты развития и модернизации производства. Они преследуют различные цели: повышение энергоэффективности, сокращение затрат, улучшение качества продукции и т.п. Однако основным вектором модернизации остаются экологические мероприятия. Так, на НкАЗе продолжается перевод электролизеров Содерберга на технологию с обожженным анодом, в этом году будет установлено еще пять электролизеров РА-167. На БрАЗе введены в эксплуатацию две сухие газоочистки (всего их будет 13). На КрАЗе начался перевод всех корпусов завода на технологию «ЭкоСодерберг». Здесь же реализуется комплексный проект по снижению образования отходов и получению вторичного сырья.

Одновременно продолжается реализация проектов, направленных на энергоэффективность электролизеров, увеличение их срока службы и повышение силы тока. В этом году на КрАЗе мы начали строительство литейного агрегата по производству цилиндрических слитков большого диаметра. Выпуск продукции в объеме 120 тыс. тонн в год начнется с 2017 года. Такие слитки востребованы в автопроме и транспортной отрасли, в которых потребление алюминия неуклонно растет.

На ХАЗе в нынешнем году завершилась модернизация линии разливки первичного алюминия. Теперь завод может производить до 90 тыс. тонн высококачественных литейных сплавов в год.

Что же касается механизации труда, то работа над этим ведется постоянно. Например, в этом году будут механизированы такие операции, как загрузка анодной массы на ИркАЗе и перетяжка анодной рамы на КрАЗе. Новые машины, которые мы при этом будем использовать, имеют гидравлическую трансмиссию и современную кабину с климат-контролем, так что одновременно значительно улучшаются условия труда операторов, а это для нас одна из первоочередных задач.

Бизнес-система против кризиса: борьба на жизнь

Заинтересованность и вовлеченность персонала – главное в успешной реализации проектов бизнес-системы. Мы формируем класс таких сотрудников и опираемся на них. Применение методов и подходов бизнес-системы позволяет нам решать задачи, направленные на снижение логистических потерь, повышение эффективности работы оборудования, увеличение жизненного цикла электролизеров, повышение качества готовой продукции, сокращение затрат, улучшение ТЭП по всей цепочке создания нашей продукции.

Ключевые проекты бизнес-системы, которые реализуются на предприятиях Алюминиевого дивизиона, направлены на повышение энергоэффективности (эффект в 2015 году – почти 414 млн рублей), повышение эффективности производства алюминия-сырца (эффект в 2015 году – 22,3 млн долларов), увеличение жизненного цикла электролизера до 2200 суток (эффект к 2022 году составит 32 млн долларов). Также хочу отметить масштабный проект, цель которого - повышение качества литейных сплавов в виде малогабаритной чушки на ИркАЗе.

Источник: «Вестник РУСАЛа»

Новости по теме