В мире Google и iTunes удел авторов - хлеб и вода. Сервисы раздачи музыки и фильмов отчисляют их создателям гроши

Дата публикации: 17 февраля 2016 года в 20:52.
Категория: Политика.

Фото «©» «Ведомости»Фото «©» «Ведомости»

В России за последние годы кардинально изменилась ситуация с защитой авторских прав. Наша страна уже не является зоной «вольготного пиратства. Интеллектуальная собственность у нас охраняется, пожалуй, не хуже, чем в Западной Европе.

Несмотря на то, что все теперь совсем иначе, чем было, к примеру, 10 лет назад, Российскому авторскому обществу (РАО) необходимо продолжать отстаивать права авторов и активно бороться с распространением нелегального контента в Интернете. При этом постоянно разъяснять гражданам, почему им необходимо так важно платить за скачиваемые из сети произведения. Ведь именно этого многие россияне до сих пор не понимают и не принимают.

Об этом и многом другом рассказал гендиректор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орон.

Несмотря на то, что многие европейцы и россияне все еще активно пользуются пиратскими сайтами, постепенно все больше потребителей переключаются на добросовестные сервисы, отметил эксперт.

К этому г-н Орон добавил: «Если говорить о России, то мы видим, как РАО и другие организации по защите авторских прав привлекают к проблеме пиратства все большее внимание общественности и властей».

«Международный опыт показывает, что уровень пиратства ниже в тех странах, где пользователям доступно больше разнообразных легальных стриминговых сервисов. Постепенно меняется и отношение общества — люди понимают, что если авторам не платить, то и создавать они ничего не будут, – подчеркнул Гади Орон.

Глава CISAC посетовал, на то, что одна из главных проблем современного авторского права состоит в том, что люди зачастую даже не осознают: скачивая музыку или фильм в Интернете, они нарушают права их авторов, лишая тех честного заработка. Господин Орон привел в пример известного автора песен Эдди Шварца, работавшего с такими знаменитостями, как Джо Кокер.

«Шварц подсчитал, что раньше разошедшийся миллионным тиражом альбом с его песней приносил ему примерно $45 тысяч. Он получал прекрасный платиновый диск и приятный денежный бонус. А сегодня за один миллион проигрываний своей песни на легальном сервисе он получает всего $35 долларов. Если за каждое воспроизведение авторы получают в среднем 0,000001 доллара, то у них просто нет будущего. И это лишь доход авторов от легального скачивания, а вы подумайте про упущенную выгоду от пиратства», - констатировал гендиректор CISAC.

«Пользователям постоянно надо объяснять, почему важно платить за контент. Ведь из этих денег идут отчисления авторам — уверен Гади Орон. – Некоторые люди действительно не понимают, что скачивая нелегальные песни или фильмы, они нарушают закон. И уж тем более не осознают, как важно, чтобы авторы получали вознаграждение. Так что бороться с пиратством нельзя только одним методом. Нужен комплексный подход, одновременно учитывающий и опыт авторских обществ, и возможности государства», - заявил руководитель CISAC.

Еще одна проблема с авторскими правами в цифровой среде, – крайне низкий уровень авторских отчислений от стриминговых сервисов. Директора подобных компаний не стесняются назначать себе бонусы в $15 млн, в то время как авторам и правообладателям перепадает от них лишь 15% доходов, возмутился Гади Орон.

«Выходит, что мы помогаем iTunes или Google стать еще более богатыми, но при этом авторы так и остаются без достойной платы за свой труд. Но так быть не должно, - подчеркнул Орон и процитировал слова знаменитого президента CISAC Жана-Мишеля Жарра: «Авторы существовали до изобретения электричества, и они будут существовать после того, как Интернет умрет».

«Наша же задача авторов защитить» - резюмировал Гади Орон.

При этом гендиректор CISAC высоко оценил результаты работы Российского авторского общества: «Нам важна та работа, которую ведут организации-члены CISAC, защищающие авторские права на местах, – сказал Гади Орон. – И здесь мы положительно оцениваем вклад РАО. Важно, что эта организация находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Участвует в разработке законодательных инициатив и предложениях по развитию авторского права».

Также глава CISAC прокомментировал последние изменения в российском законодательстве об авторском праве, положительно отметив такие новшества, как введение государственной аккредитации авторских обществ и запуск системы расширенного лицензирования.

«Качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы – отметил Гади Орон. – Сегодня российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым. Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира. За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат», - сообщил руководитель CISAC.

Оценивая общую обстановку с авторскими правами в России, эксперт назвал ее «более чем благополучной».

«Я могу судить по нескольким показателям: по объему сборов в пользу авторов и распределению этих средств, – сказал Гади Орон. – В этом смысле дела в России обстоят очень хорошо. А сложившуюся систему я могу назвать одной из самых эффективных в крупных странах»

Источник «Росбалт»