Суд в пять раз умерил аппетиты пассажира, судившегося с «Аэрофлотом»

Дата публикации: 1 июня 2016 года в 20:00.
Категория: Общество.

Недавно суд апелляционной инстанции поставил точку в сложной истории, где фигурировали авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия», агентство по продаже билетов и пассажир, который не смог вовремя улететь домой. Несмотря на то, что в суде «Аэрофлоту» удалось отстоять свою правоту, в деле осталось немало вопросов. В том числе, о возможном мошенничестве третьих лиц, имена которых в деле не фигурировали.

Апелляционный суд в пять раз  - с 212 тысяч до 45 тысяч рублей уменьшил сумму штрафа, наложенного на «Аэрофлот» судом первой инстанции, передает «Росбалт». Но этот факт обошли молчанием многие СМИ, которые ранее охотно и с почти нескрываемым злорадством сообщали, как «простой пассажир наказал на пятизначную сумму» национального авиаперевозчика.

О подробностях этой истории рассказывала «Комсомольская правда». В мае 2015 года житель Екатеринбурга решил слетать в Санкт-Петербург и приобрел авиабилет «туда и обратно» на рейсы авиакомпании «Россия». Однако, билет он покупал не напрямую у авиаперевозчика, а через компанию-агента «Билет — СВ», зарегистрированную по юридическому адресом в городе Улан-Удэ.

В Петербург екатеринбуржец долетел без приключений. Но будучи в Северной столице, он решил изменить первоначально запланированное время возвращения домой и для этого оформил в билетном офисе новый билет. Однако, прибыв для отлета в питерский аэропорт «Пулково», пассажир обнаружил, что в списке на вылет его имени нет.

Мужчина возмутился этим и фактом потребовал для себя денежной компенсации в досудебном порядке, но выставил это требование не авиакомпании «Россия», на рейс которой купил билет, а «Аэрофлоту». Не получив ответа, мужчина с официальным документом на руках — приобретенным у агента билетом —  обратился в суд. В первичной инстанции его иск удовлетворили, постановив взыскать с перевозчика более 212 тысяч рублей. Но после апелляции суд второй инстанции, разобравшись в ситуации, постановил «взыскать с ПАО „Аэрофлот — российские авиалинии“ в пользу пассажира убытки в размере 13982 рублей, 13982 рубля неустойки и штраф в 14982 рубля за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя. То есть в общей сложности - 44946 рублей. Суд также постановил снизить до 1338 рублей  92 копеек размер взысканной с ответчика — ПАО „Аэрофлот-российские авиалинии“ госпошлины.

Как объясняет «Комсомольская правда», проблема во всей этой ситуации возникла на стадии покупки билета на рейс из Санкт-Петербурга в Екатеринбург и последующей замены времени вылета у агента. Как выяснилось, сотрудница компании «Билет-СВ» не сделала положенную в таких случаях ремарку в системе бронирования авиакомпании. Из-за этого обновленная информация об изменении рейса оказалась незафиксированной, и пассажир не попал в списки на вылет в аэропорту.

В «Билет-СВ» быстро «разобрались» с проблемой — уволили сотрудницу, допустившую столь грубую ошибку. Об этом шаге компания-агент официально уведомила «Аэрофлот» 20 мая. «Кассир нашего субагента в Санкт-Петербурге по неизвестным причинам при обработке очереди удалила сегменты. В июле 2015 года кассир была уволена. Установить детально причины сложившейся ситуации не представляется возможным. На 29.02.16 с субагентом нашего АГН в г. Санкт-Петербурге субагентский договор расторгнут», — говорится в письме, которое направила «Аэрофлоту» гендиректор компании «Билет-СВ» Евгения Самохвалова.

Однако журналисты решили разобраться в ситуации более подробно. И первым делом они обнаружили, что пассажир изначально направил свои претензии не по адресу. Рейс выполняла авиакомпания «Россия», она же не получила деньги от агента за неправильно оформленный рейс. Кроме того, «Россия» — самостоятельная авиакомпания, которая оказывает услуги в рамках собственных стандартов. И нести ответственность за свое дочернее подразделение, пускай и входящее в Группу «Аэрофлот», национальный перевозчик не должен.

Но еще хуже, что из-за банальной технической ошибки при продаже билета поднялась организованная волна новостей с вполне отчетливым искажением фактов ради педалирования главного посыла: как пассажиру, якобы, «удалось наказать авиакомпанию на пятизначную сумму». В сообщениях многих СМИ авиакомпания «Россия» вообще не фигурировала, также, как  не были упомянуты итоги суда второй инстанции.

Несмотря на то, что «Аэрофлоту» удалось отстоять свою правоту в суде, на репутацию одного из лучших в мире авиаперевозчиков так или иначе брошена тень. Кроме того, пока остались без ответов и ряд интересных вопросов. К примеру, операция с «переоформлением даты» и «незанесением» данных в систему бронирования авиакомпании, весьма походит на мошенническую схему по отношению к перевозчику. В принципе, это мог быть сговор между пассажиром и компанией-агентом, или просто жульничество последней. Ведь столь серьезное нарушение сервиса для агента обернулось всего лишь увольнением сотрудника, а не распространенными в подобных случаях решениями о выплате финансовых компенсаций.

Чтобы не допустить подобных ситуаций впредь, авиакомпании «Россия», возможно, стоит провести собственное подробное расследование этого инцидента вместе с правоохранительными органами. Если мошенническая схема действительно имела место и не была выявлена и пресечена, то велика вероятность, что она будет повторена вновь. А от этого могут пострадать не только другие отечественные авиакомпании, но и сами пассажиры.

Новости по теме