Правительство на три года заморозит ставку «Платона»

Дата публикации: 3 августа 2016 года в 18:31.
Категория: Авто.

Правительство России решило сохранить ставку в системе «Платон» на нынешнем уровне вплоть до 2019 года. В новой версии бюджета Минтранса доходы от «Платона» будут зафиксированы примерно на одном уровне: на 2017 год — 19,975 млрд рублей, на 2018 год — 20,215 млрд и на 2019 год — 20,510 млрд. При этом именно эту сумму система принесет бюджету и в 2016 году.

Комментарий о работе система «Платон» дала управляющий партнер аналитической служба АО «2К» Тамара Касьянова. По ее словам, за восемь месяцев работы «Платон» заработал на дорожное строительство 11 млрд. рублей с помощью 530 тыс. бортовых устройств. В новой системе зарегистрировалась подавляющая часть крупных российских грузоперевозчиков. В момент ее создания ожидалось, что в 2016 году «Платон» соберет около 40 миллиардов рублей. Сейчас понятно, что это были слишком оптимистичные планы.

Изначально тариф был назначен в 3,73 рубля на километр по федеральной трассе для автомобилей с максимальной разрешенной массой выше 12 тонн. Но из-за массового недовольства водителей тариф был временно снижен до 1,53 рубля. Таким он и останется на три ближайших года, несмотря на то, что буквально две недели назад Министерство транспорта заявляло о необходимости повысить тариф.

Правительству следовало бы прислушаться к мнению Минтранса: нагрузка фур на дорожное покрытие приводит к преждевременному износу дорог. Сегодняшний тариф выглядит заниженным, и его следовало бы сделать прогрессивным или хотя бы индексировать, что по закону вполне допустимо.

Заморозка же заведомо низкого тарифа на длительный срок свидетельствует о том, что принятое решение, по большей части является не экономическим, а политическим: правительство хочет снять лишнее напряжение в обществе и развивать торговлю.

Ситуация непростая, поскольку с одной стороны денег на дороги хронически не хватает, с другой – доходы населения снижаются и спрос на товары падает. Нужна некая «золотая середина» и, по всей видимости, для правительства заморозка является такой «серединой».

На решение правительства повлиял также вердикт конституционного суда, который в мае заявил, что кабмин не может повышать установленный им тариф, помимо индексации, а также внезапно менять или отменять понижающие коэффициенты без указания на такую возможность в законе.

Основная проблема с «Платоном» – это его недостаточная прозрачность. Пользователи хотят знать с каких дорог и за какой километраж получены средства, а также как именно они будут потрачены. Если бы такая статистика велась и была обнародована, то ситуация стала бы менее напряженной.

Новости по теме