Появились риски в разработке пермских авиадвигателей для МС-21

Дата публикации: 25 октября 2016 года в 20:01.
Категория: Экономика.

В России полным ходом идут работы по запуску в производство новейшего отечественного среднемагистрального авиалайнера МС-21. Этот самолет должен оснащаться двигателями нового поколения ПД-14. Руководство АО «Авиадвигатель» (Пермский край) взяло на себя обязательства сертифицировать и начать серийный выпуск ПД-14 к 2017 году. Но есть данные о том, что эти сроки могут быть сорваны.

Уже сейчас на российских и международных выставках пермское предприятие представляет свой ПД-14, как работоспособный и полностью готовый образец. Однако специалисты полагают, что серийный выпуск двигателя начнется не ранее 2020 года.

Напомним, что ПД-14, разработка которого началась в 2009 году, это авиадвигатель пятого поколения, предназначенный для среднемагистральных самолетов «МС-21», промышленных газотурбинных установок, а также – в специальных модификациях – для ряда выпускающихся и перспективных вертолетов.

ПД-14

Создание базового двигателя ПД-14 является одним из приоритетов государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 гг». На разработку ПД-14 уже потрачено свыше 60 млрд рублей, из которых 40 млрд – средства федерального бюджета.

Как сообщает блогер Михаил Травкин, помимо того, что сроки запуска серийного производства скорей всего, будут сорваны, недавно стало известно, что руководство АО «Авиадвигатель» активно сотрудничает с зарубежными партнерами в неприемлемом формате. Например, с иностранцами обсуждаются технические вопросы конфиденциального характера. Данные действия позволяют американцам из корпорации Pratt & Whitney, используя российские разработки, модернизировать собственные двигатели семейства «PW», предназначенные для установки на экспортный вариант самолета МС-21. Понятно, что в таком ключе конкурентные преимущества нового отечественного двигателя сводятся на нет.

За примерами того, к чему приводит такое «сотрудничество», далеко ходить не надо. Ранее подобное взаимодействие уже использовалось зарубежной стороной для получения преференций при дальнейшем применении разработок. Например, именно так случилось при разработке пермского авиадвигателя ПС-90А2.

Двигатель разрабатывался на бюджетные средства, но совместно с иностранцами. Однако, получив технические характеристики нового российского двигателя, зарубежные «партнеры» фактически перекрыли нашему двигателю путь на зарубежные рынки, законодательно ограничив эксплуатацию двигателей с использованными именно в ПС-90А2 комплектующими!

В настоящее время АО «Авиадвигатель» разрабатывает программу ПД-35, предполагающую создание двигателя нового поколения с тягой в 35 тонн в рамках российско-китайского проекта по созданию широкофюзеляжного пассажирского самолета вместимостью 250-300 пассажиров, который должен стать конкурентом для Boeing и Airbus, которые сейчас безраздельно царствуют в сегменте широкофюзеляжников.

Предполагаемый срок разработки ПД-35 составит не менее 10 лет. При этом необходима подготовка производственной и стендовой базы, на что, по предварительным подсчетам руководства пермского предприятия, понадобится порядка 180 млрд рублей.

Руководство АО «Авиадвигатель» рассчитывает получить госфинансирование на указанную программу, уже в 2016 году возможно получение 30 млрд рублей. Но при этом часть средств тут же «перебросить» направить на доработку двигателя ПД-14.

Отметим, что использование «Авиадвигателем» казенных средств на доводку ПД-14 под видом проведения НИОКР по ПД-35 существенно затруднит контроль за их расходованием. А кроме того, может поставить под угрозу российско-китайское сотрудничество в данном направлении. В Пекине не поймут манипуляции с финансами в пермском «Авиадвигателе» и могут счесть это признаком недобросовестного партнерства.

Новости по теме