Причиной крушения Ту-154 под Сочи стала ошибка пилота, перепутавшего рычаги управления шасси и закрылками

Дата публикации: 10 января 2017 года в 14:31.
Категория: Происшествия.

Эксперты Минобороны назвали причину крушения Ту-154 над Чёрным морем. По мнению специалистов, трагедия произошла из-за роковой ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления шасси и закрылками. Дополнительными факторами стали слишком малая высота и перегруз борта.

Напомним, самолет Минобороны России Ту-154 разбился над Черным морем 25 декабря, через две минуты после взлета. Самолет направлялся на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. На борту лайнера находились 92 человека: восемь членов экипажа, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, летевшие поздравить с Новым годом авиагруппу российских ВКС, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка и девять журналистов. Никто из них не выжил.

Обломки самолета упали в Черное море в 1,5 км от берега. Для их подъема на поверхность силами Минобороны и МЧС была организована масштабная операция, в которой были задействованы десятки кораблей и судов, 200 водолазов, вертолеты, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты.

Экспертам Минобороны удалось полностью расшифровать информацию с найденных в море параметрического и речевого самописцев самолета («чёрных ящиков»).

Специалисты пришли к выводу, что самолет Ту-154 разбился из-за совокупности нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлете перепутал рычаги управления шасси и закрылками.

Когда из-за этой ошибки самолет перешел в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть лайнер, чтобы дотянуть до земли, однако времени для этого не хватило. Помимо этого, шансы на выполнение маневра для выхода из запредельного угла атаки были минимальными, поскольку самолет покинул авиабазу перегруженным. В багажном отсеке все было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолета потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. «О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолет начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море», – пояснил источник.

Версию об ошибке второго летчика, перепутавшего рычаги управления закрылков и шасси, подтверждают разговоры в кабине пилотов. В какой-то момент один из них кричит: «Закрылки, сука, че за х***!»

Пилоты, ранее летавшие на Ту-154 также говорят о том, что экипаж мог совершить ошибку. «На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки — слева, шасси — справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то», — рассказал изданию летчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

Экипаж слишком поздно заметил эту ошибку и не успел ее исправить из-за нехватки высоты. В результате Ту-154 ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился. Об этом сообщает Life.ru со ссылкой на источники в Минобороны.

«Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолета) самописцев говорят, что на третьей минуте полета, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками», - цитирует Лайф источник, знакомый с ходом расследования.

Ранее в СМИ появилась расшифрованная запись с первого черного ящика. Согласно расшифровке речевого самописца на борту Ту-154 возникла нештатная ситуация.

– ...Скорость 300... (Неразборчиво.)
– (Неразборчиво.)
– Забрал стойки, командир.
– (Неразборчиво.)
– Ух, ё-мое!
(Звучит резкий сигнал.)
– Закрылки, сука, чё за х**ня!
– Высотометр!
– Нам... (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)
– (Неразборчиво.)
– Командир, мы падаем!
КОНЕЦ ЗАПИСИ

Новости по теме