На Украине прекратился выпуск вагонов

Дата публикации: 20 февраля 2017 года в 12:06.
Категория: Экономика.

Вагоностроительный завод на УкраинеВагоностроительный завод на Украине

Всего за три года Украина из державы, которая только в Россию поставляла свыше 30 тысяч вагонов ежегодно, скатилась до того, что сегодня вынуждена покупать у РЖД старые подержанные вагоны или брать их в лизинг.

Еще недавно вагоны в Россию поставляла именно Украина, при этом закрывала до половины российского рынка этой продукции.

Так, в 2011 году украинская вагоностроительная отрасль произвела 52 000 грузовых вагонов, из которых 39 000 были поставлены в Россию. Всего тогда наш рынок потреблял 70 000 вагонов, из которых около половины поставляли украинские заводы.

Из Украины в Россию поставляли полувагоны, вагоны для битума, цементовозы, зерновозы, вагоны-платформы, крытые вагоны, цистерны и т.д.

В 2012 году продажа 33 107 вагонов и цистерн в РФ принесли Украине $2,3 млрд. При этом в 2012 году эти продажи составили целых 13% процентов от всего годового экспорта украинских товаров в Россию. За первых восемь месяцев 2013 года Украина на поставках вагонов в Россию заработала $1,2 млрд долларов.

Однако со второй половины 2013 года Россия перестала закупать большинство видов железнодорожных вагонов на Украине, перейдя на собственное производство.

Сразу отметим, что причиной отказа России от импорта вагонов с Украины стали отнюдь не политические события. Еще до событий на киевском Майдане, со второй половины 2013 года Россия перестала закупать большинство видов украинских вагонов, перейдя на собственное производство. 

Причиной тому стало низкое качество украинской продукции. На Украине лили тележки колесных пар из низкокачественного чугуна, что приводило к авариями. Для того чтобы эшелон улетел с рельс, достаточно одной бракованной тележки. На претензии российских заказчиков украинские производители не реагировали.

С аварийностью на РЖД не шутят. Поэтому России сначала полностью прекратила импорт украинских литых тележек, а потом и вагонов. Тем более, что у вагонов с Украины не было никаких особых достоинств, кроме низкой цены.

Результатом стало то, что вагоностроительной промышленности на Украине на сегодня фактически не стало.

Уже за 10 месяцев 2014 года производство грузовых вагонов на Украине рухнуло до 5300 единиц.

По конкретным заводам  – на Украине было 5 крупных вагоностроительных предприятия: Азовобщемаш (Мариуполь), Днепровагонмаш (Каменское, бывший Днепродзержинск), Крюковский вагоностроительный завод (Кременчуг), Попаснянский вагоностроительный завод, Стахановский вагоностроительный завод.

На данный момент Украиной не контролируется только Стахановский ВСЗ, находящийся на территории ЛНР. Остальные заводы теоретически могут произвести более 50 тысяч вагонов в год. Вот только покупать некому. Россия отказалась от закупок, Европа за последние годы тоже перестала покупать украинские вагоны. Например, несмотря на подписание соглашения об ассоциации с ЕС и открытие торговых границ, поставки украинских вагонов в Европу в том же 2014 году снизились за 9 месяцев в 4 раза, сейчас же они практически отсутствуют.

К примеру, вот данные о производстве на Крюковском ВСЗ (Кременчуг):

2013 год - 5тыс вагонов,

2014 год - 3 тыс вагонов,

2015 год - 300 вагонов,

2016 – нет данных. Не исключено, что ноль.

Потребности самой Украины - максимум 10 000 вагонов. Причем износ парка вагонов Укрзализницы по некоторым видам достигает 90%, уже сейчас остро стоит вопрос обновления подвижного состава, но… денег на это нет и не предвидится.

Остается одно – покупать и арендовать старые российские вагоны, которые РЖД согласно уступить по дешевке, потому как самой они не нужны – в России активно меняют подвижный состав на новый.

Для сравнения, по данным Росстатата, производство грузовых магистральных вагонов в России в 2016 году выросло до 36,6 тыс. единиц, что на 28,8% больше в сравнении с показателем 2015 года.

Источник

Новости по теме