Лидер группы «Ноль» Федор Чистяков покинул Россию из-за запрета «Свидетелей Иеговы»

Дата публикации: 31 июля 2017 года в 21:27.
Категория: Культура и спорт.

Федор Чистяков. Фото: ru.wikipedia.orgФедор Чистяков. Фото: ru.wikipedia.org

Фронтмен группы «Ноль» Федор Чистяков решил уехать из России по причине запрета организации «Свидетели Иеговы», признанной Верховным судом экстремистской.

О намерении Чистякова покинуть Россию заявил не сам артист, а его представитель. По его словам, теперь лидер группы «Ноль» больше времени будет проводить за рубежом, однако планирует выступать с концертами в России.

По словам представителя артиста, переезд Чистякова не связан с тем, что он «якобы не любит Россию и продался американцам. Это вынужденная мера». Чистяков является приверженцем секты «Свидетели Иеговы», а эта организация недавно была запрещена в России по решению Верховного суда, который признал ее деятельность экстремистской.

В последнее время в офисы организации приходили с обысками российские спецслужбы.

В свою очередь сам Чистяков подтвердил свой отъезд. Он заявил журналисту «Новой газеты» Яну Шенкману, «можешь считать это интервью моим официальным заявлением об отъезде из страны. Мне просто не оставили выхода».

Музыкант пояснил, что не собирается возвращаться из своего американского гастрольного тура: окончательно это решение он принял «17 июля, когда отклонили апелляцию» (на запрет «Свидетелей Иеговы»).

Напомним, что в 2016 году Чистяков отказался от концертов в Крыму, объяснив, что не хочет иметь ни «малейшего отношения к этой истории»

Биографическая справка

Родился Фёдор Чистяков 28 декабря 1967 года в Ленинграде. В возрасте 8 лет начал заниматься в музыкальном кружке при общеобразовательной школе по классу баяна. Позже продолжил обучение в музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова. В 6-м классе Фёдор очень увлёкся современной музыкой, стал учиться играть на гитаре и загорелся идеей организовать группу.

1980-е годы

В 1985 году, оказавшись после переезда в новой школе, Фёдор знакомится с Алексеем «Николсом» Николаевым и Анатолием «Люлей» Платоновым (ныне лидер группы «Самые Неприятные Кавалеры»). Втроём они создали группу «Scrap» (с англ. — «мусор, металлолом») и даже записали дома у Фёдора магнитоальбом «Scrap», воспользовавшись отсутствием родителей. В этом же году друзья начинают посещать кружок звукозаписи в доме Юного Техника на Панфиловой улице, где знакомятся с создателем и руководителем кружка, Андреем Тропилло. С осени 1985-го до весны 1986 года ребята записывают так называемый «учебный альбом».

Фёдор пел, играл на гитаре и басу, Николс — на барабане и гитаре. Находившийся в соседней комнате Тропилло в творческий процесс особо не вмешивался, обучая, по его воспоминаниям, «игре на испанской гитаре каких-то девочек-десятиклассниц».

На самом деле кружок звукозаписи был прикрытием для полуподпольной студии Тропилло «АнТроп», в которой неофициально записывались как уже ставшие известными группы Ленинградского Рок-клуба — такие, как «Алиса», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино» — так и совсем юные исполнители (вроде школьных групп «Соседи», «Младшие братья» и тот самый чистяковский «Scrap»). Там, в студии, Чистяков и Николаев познакомились с бас-гитаристом Дмитрием «Монстром» Гусаковым («Medium», «Вымысел», «Цветные сны»), который заменил Толика Платонова.

В середине 1986 года на студии Тропилло был записан первый альбом Чистякова сотоварищи — «Музыка драчёвых напильников» — и встал вопрос о новом названии группы. Оно пришло из песни «Инвалид нулевой группы»; так коллектив получил название «Нулевая группа» (к осени сократившееся до простого «Ноль»). Альбом позднее был включен в каталог подпольной звукозаписи в СССР — в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».

14 декабря 1986 года свежеиспечённая группа «Ноль» дебютировала в клубе «Юность» на Московском.

26 декабря 1986 года группа «Ноль» произвела фурор на новогоднем концерте в Рок-клубе, выступив с песнями «Сказка о колбасе», «Коммунальные квартиры» и пр.

Проект привлёк внимание публики и критиков благодаря необычной манере игры Фёдора Чистякова на баяне, нехарактерном для рок-музыки инструменте, а также острыми социальными текстами и выразительным сценическим образом парня в русской рубахе с гармошкой, играющего рок-н-ролл.

Это рабочие районы, и сегодня они почти те же, что были сто лет назад. Оттуда родом почти все музыканты «Ноля», включая Фёдора, и эта дореволюционная эстетика «парень-с-гармошкой» откуда-то из «Юности Максима», с которой Федя вышел на рок-подмостки, досталась ему в наследство от этих мест.

В марте 1987 года «Ноль» выехал на первые гастроли — в Новгород. С этого момента у группы начинается бурная концертная деятельность. В 1989—1990 годах группа побывала в Финляндии, Чехословакии, Франции, Германии, Ирландии.

1990-е годы

Творческий пик группы пришёлся на 1991 год, когда был выпущен альбом «Песня о безответной любви к Родине», многие песни из которого стали хитами и по сей день не сходят с эфиров радиостанций «Наше Радио» и «Радио Рокс». «Песня о настоящем индейце» включена в хит-парад «100 лучших песен русского рока в XX веке» («Наше Радио»).

Альбом из всех, когда-либо выпущенных Дядей Федором и компанией, пожалуй, наиболее известный и во всех отношениях «хитовый». Вряд ли найдется в России человек, которому были бы неизвестны «Человек и кошка», «Улица Ленина» или «Песня о настоящем индейце».

В 1991—1992 годах Чистяков проживает в Комарове на даче у своей приятельницы Ирины Левшаковой, в те годы активно общавшейся с представителями рок-тусовки (в том числе Борисом Гребенщиковым, Константином Кинчевым и др.) и которой приписывают вину в гибели Александра Башлачёва и умопомрачении Фёдора Чистякова. В «тусовке» она была известна как «та ведьма». На даче Ирины в Комарово, по свидетельствам современников, в ходу были галлюциногенные грибы и марихуана. В 2010 году на даче уже 51-летней Ирины сотрудниками Госнаркоконтроля была обнаружена громадная плантация конопли — более 1200 кустов.

В это время Фёдор Чистяков знакомится с кинорежиссёром Бахытом Килибаевым, изредка наведывается в Москву в связи со съёмками клипа «Иду, курю». Летом 1992 года Фёдор Чистяков вместе с группой «Ноль» выезжает в Москву для записи альбома «Полундра». Это время тяжелого личностного кризиса, вызванного различными обстоятельствами, в том числе, употреблением наркотиков. В это же лето Бахыт Килибаев заканчивает свой мистический триллер «Гонгофер». В качестве саундтрека фильма полностью используются треки группы «Ноль» из разных альбомов.

Ноль подходят к своему краю. «Полундра», записанная уже за несколько месяцев до так называемой трагедии Федора Чистякова, — это последний его крик души. Слушать его не так просто, потому что налицо полный крах и деградация, альбом раздражает и нервирует … Федор создает свой гимн суициду … «Последнее, зачем было жить — это записать этот альбом. Больше смысла жить не было». И словно в насмешку: «Нам очень хорошо заплатили за „Полундру“, миллион, или там сто тысяч, я не помню, помню, что это был целый рюкзак денег» - написал Василий Соловьев-Спасский в своей книге «Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова».

8 октября 1992 года Чистяков, в Комарово вышел на прогулку с Ириной Левшаковой, и напал на неё с ножом, нанёся ей несколько ножевых ранений в области шеи (впоследствии на допросе объяснял свой поступок тем, что по его мнению, она ведьма, и что он хотел избавить человечество от её чёрной ауры). Был осуждён по статье 15,103 УК РФ. Во время следствия Чистяков провёл около года в заключении в «Крестах». На суде был признан невменяемым. С диагнозом параноидная шизофрения был отправлен на лечение в Городскую психиатрическую больницу № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова, где находился с августа 1993 по сентябрь 1994 года.

В 1995 году Фёдор Чистяков стал Свидетелем Иеговы, коим остается по сей день. Библейские знания, по его словам, буквально спасли его. Став глубоко религиозным человеком, Федор кардинально изменил свой образ жизни: бросил пить, курить, сквернословить и исполнять свои прежние песни, основанные на этих пороках.

В 1997 году музыкант начал сольную карьеру. Был записан альбом «Когда проснётся Бах». Альбом большей частью состоял из инструментальных переработок И. С. Баха. Был холодно принят как слушателями, так и критиками. Впоследствии музыка из этого альбома была оценена и использована режиссёром Александром Барановым в сериале «Участок».