АНО Право Роботов разработали первый российский закон о беспилотных автомобилях

Дата публикации: 31 октября 2017 года в 18:11.
Категория: Авто.

В России разработан первый закон о беспилотных автомобилях. Его авторами стали Автономная некоммерческая организация «Право Роботов» и ее руководитель Никите Куликов.

В  последние месяцы в российском обществе одними из самых востребованных и обсуждаемых тем стали разработки законодательства в рамках Цифровой экономики, регулирование оборота и эмиссии криптовалют, а также вопросы правового закрепления отношений робота и человека. Как рассказал в своем блоге на радио «Эхо Москвы» руководитель АНО «Право Роботов» Никита Куликов, это связано сразу с рядом факторов, основной из которых — это желание не отстать в технологической гонке, которая началась буквально на наших глазах, и, учитывая интенсивное развитие новых технологий, будет только набирать обороты.

По разработанной АНО «ПравоРоботов» доктрине, мы разделили все законодательные инициативы регулирующие Цифровую экономику на три классификации — краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы в зависимости от уровня разработки той или иной технологии. В рамках данной классификации, все вопросы, связанные с ИИ, — это долгосрочная перспектива. Робототехника — это среднесрочная перспектива. К краткосрочной перспективе отнесено законодательство в сфере беспилотного транспорта и разработка терминологии в рамках Цифровой экономики.

Вопрос разработки беспилотных автомобильных технологий в последнее время становится одним из наиболее ключевых в повестке трансформации в рамках перехода к Цифровой экономике. Единственный барьер, который необходимо преодолеть — это административный барьер. При этом нельзя не отметить что отрасль беспилотного автотранспорта во всем мире только начала формироваться, и Россия может стать одним из его ключевых игроков на этом новом для всех рынке.

Сложность прохождения по установленным процедурам принятия новых нормативно-правовых актов актуален не только для России, но в ряде стран на федеральном уровне для такого рода законодательства было сделано исключение и был предложен облегченный порядок согласования, что обеспечило оперативное принятие профильных нормативно-правовых актов в кратчайшие сроки: так в Швеции беспилотные автомобили Volvo уже 2 года ездят по дорогам общественного пользования в Гетеборге, в Германии в 2017 году был принят соответствующий федеральный закон позволяющий эксплуатацию беспилотных автомобилей, в США уже согласована выдача 25 000 лицензий на беспилотную технику для проезда по дорогам общественного пользования с потенциалом увеличения до 100 000 лицензий. Разумеется, все указанные действия предпринимаются властями данных стран для разрешения сразу ряда задач: быть первооткрывателями технологий, привлечение инвестиций, создание трендов, которые потом будут копироваться в менее активные в данном вопросе страны.

Ряд имеющихся в том числе законодательных барьеров, мешающих полноценному тестирования беспилотных технологий на дорогах общего пользования, по моему мнению, можно снять и без поспешного изменения законодательства, связанного с автотранспортом и в том числе, не дожидаясь разработки и принятия новых регламентов, что может занять годы кропотливой работы.

Вопросом разработки комфортного для всех участников рынка автопроизводителей беспилотных автомобилей и ФОИВов нормативно-правового акта АНО «ПравоРоботов» начало заниматься с начала 2017 года. Нами были проведены консультации с представителями: МАДИ, Гильдии Автошкол России, Яндекс, Volgabus (производитель автобуса «Матрешка»), Avrora Robotics, логистической компании Traft и рядом других компаний занятых в сфере робототехники и автомобильного движения.

По результату проведенной работы, с учетом всех полученных рекомендаций, АНО «ПравоРоботов» был разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», который решает следующие вопросы:

1. Технический вопрос — разрешить тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, что несомненно продвинет разработку данной технологии,

2. Социальный вопрос — сохранение водителя (или как мы его называем — «ответственного лица») за рулем автомобиля, тем самым сохраняются рабочие места как для водителей, так и для автошкол до того момента пока на федеральном уровне не будет принята расширенная программа по модернизации системы образования и профессиональной переподготовке кадров.

3. Экономический вопрос — развивая технологию и предлагая льготы разработчикам, можно в сжатые сроки с нуля выстроить новый рынок с огромным потенциалом.

4. Правовой суверенитет — будет соблюден статус-кво между действующим законодательством и взятыми международными обязательствами по ратифицированным международно-правовым актам.

5. Вопрос безопасности и разграничения ответственности.

Представляется, что мер указанных в разработанном АНО «ПравоРоботов» проекте Постановления Правительства Российской Федерации будет вполне достаточно для того чтобы начать активно развивать в России отрасль беспилотного автотранспорта, а также сделает Россию третьей страной в мире которая законодательно разрешила эксплуатацию беспилотных автомобилей, что несомненно станет новостью для мировых СМИ, и в итоге поможет начать привлекать в Россию инвестиции и разработчиков данной технологии из других стран и формировать специализированный кластер разработчиков.

Данная инициатива дополнительно поддержит курс Правительства РФ на создание в России беспилотной автомобильной платформы и апробирование ее во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ.

Также, принятие разработанного АНО «ПравоРоботов» проекта Постановления Правительства Российской Федерации поспособствует выполнению поручения Президента России по итогам Петербургского международного экономического форума 16–18 июня 2016 года (№Пр-1305 от 7 июля 2016 года, подпункт «а» пункта 1), а также будет способствовать соблюдению срока (до 15 ноября 2017 г.) по утверждению планов мероприятий («дорожных карт») в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы, указанного в Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 «О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Далее предлагаю ознакомиться с текстом разработанного АНО «ПравоРоботов» проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», который уже направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации:

1. В пункте 1.2:

а) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

«Беспилотное транспортное средство» — транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, системой экстренного отключения режима автоматического управления и Черным ящиком Беспилотного транспортного средства, имеющее техническую возможность осуществлять самостоятельное автоматическое Управление Беспилотным транспортным средством в целях автономного передвижения по заданному маршруту и имеющее соответствующее обозначение «Беспилотное транспортное средство»;

б) после абзаца тридцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«Ответственное лицо Беспилотного транспортного средства» — лицо, находящееся в кабине Беспилотного транспортного средства, обладающее достаточными навыками для экстренного отключения режима автоматического управления Беспилотным транспортным средством и несущее ответственность за результаты движения Беспилотного транспортного средства, в соответствии с положениями п.1.6 настоящих Правил. К Ответственному лицу Беспилотного транспортного средства применяются все положения настоящих Правил применимые к Водителю транспортного средства.

в) после абзаца пятьдесят три дополнить абзацем следующего содержания:

«Управление Беспилотным транспортным средством» — процесс самостоятельного автоматического управления Беспилотным транспортным средством в целях автономного передвижения по заданному маршруту без участия водителя, проводимый под контролем ответственного лица Беспилотного транспортного средства, находящегося в кабине Беспилотного транспортного средства.

г) после абзаца пятьдесят пять дополнить абзацем следующего содержания:

«Черный ящик Беспилотного транспортного средства» — технологическое средство, действующее по типу бортового самописца, пригодное для записи и последующего хранения информации, содержащей параметры движения Беспилотного транспортного средства, видео и аудио запись дорожной ситуации и салона Беспилотного транспортного средства с возможностью минимального срока хранения информации не менее 30 дней.

2. В пункте 8 после абзаца пять дополнить абзацем следующего содержания:

«Беспилотное транспортное средство» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака ____ (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм);

3. Пункт 22.9 дополнить абзацем следующего содержания:

«Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет в беспилотном транспортном средстве».

4. Дополнить Приложение 1 к указанным Правилам

а) пунктом 3.3.1. следующего содержания:

«Движение Беспилотных транспортных средств запрещено»

б) пунктом 6.4.1. следующего содержания:

«Беспилотное транспортное средство»

Новости по теме