Один из членов РАН усмотрел коррупционные риски в проекте новых стандартов для школы

Дата публикации: 29 марта 2018 года в 14:19.
Категория: Общество.

Подготовка нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для школ в ее нынешнем виде грозит конфликтом интересов и может снизить эффективность образования, считает вице-президент РАН Юрий Балега. Он предлагает руководителю Минобрнауки Ольге Васильевой сделать работу над стандартами более прозрачной.

Академик Юрия Балега 28 марта направил министру образования и науки Ольге Васильевой письмо, в котором просит ее создать единую площадку для общественного обсуждения новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для общей школы. Это нужно, чтобы избежать конфликта интересов и коррупционных рисков при подготовке ФГОС, считает Балега.

Текст направленного в Минобрнаукки письма опубликовал РБК, его подлинность подтвердил академик Юрий Балега.

В документе говорится: «В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования», — указывает Балега. Он также считает, что созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.

В качестве негативных, по мнению академика, новаций в проекте ФГОС он приводит исключенные из федерального перечня учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, пособия по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебник по русскому языку Светланы Львовой.

«РАН отсекли от участия в экспертизе учебников, а мы бы хотели, чтобы все стороны могли максимально участвовать в этой работе», - пояснил Юрий Балега причины написания им письма.

ЧТО ТАКОЕ ФГОС

ФГОС — это обязательные требования для государственных школ, вузов и колледжей. На их основе разрабатывается учебная программа и пишутся учебники. Зимой 2017 года Владимир Путин поручил правительству систематически обновлять содержание общего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий». Стандарты обсуждались и разрабатывались весь 2017 год.

Помимо создания единой площадки для общественного обсуждения ФГОС, Балега предлагает Минобрнауки вывешивать на сайте ведомства результаты экспертиз для формирования нового федерального перечня учебников.

Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что должны быть созданы базовые линейки школьных пособий, в которых количество учебников по одному предмету должно быть сокращено до двух-четырех. Для сравнение: сейчас в федеральном российском перечне 1377 (!) учебников, включая 82 по русскому языку, 81 — по литературе и столько же по английскому.

Вице-президент РАН Юрий Балега предлагает установить требования и «контроль независимости групп экспертов», которые участвуют при подготовке учебников и ФГОС, ввести антикоррупционные процедуры для борьбы с лоббированием издательствами своих коммерческих интересов, создать независимый совет, который будет разрешать споры экспертов в случае возникновения разногласий. Работу по отбору лучших учебников он предлагает сделать постоянной. Это должно повысить качество образовательного процесса, поскольку учебники необходимо систематически обновлять с учетом научных открытий.

«РАН считает, что реализация данного комплекса мер позволит систематизировать всю учебную литературу и улучшить ее качество», — делает вывод академик в письме.

В Минобрнауки сообщили, что пока не получили письма от вице-президента РАН.

КТО КРИТИКУЕТ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Ранее, 19 марта представители основанной несколько лет назад Гильдии словесников, которая объединяет около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов выступили с критикой проекта ФГОС и потребовали отказаться от жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы.

Против ФГОС в текущей редакции также выступил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

В Минобрнауки проекты ФГОС обсудили 21 марта. На состоявшемся в это день заседании министр Ольга Васильева отметила, что новая редакция ФГОС стала результатом большой работы. Она пояснила, что в процессе доработки действующих ФГОС не менялась общая концепция стандартов и была сохранена структура и совокупность требований к результатам реализации основных образовательных программ. По итогам голосования на заседании был принят ФГОС для начального образования (1–4 классы). А проект ФГОС основного общего образования (5–9 класс) решено доработать. Предложения о доработке будут внесены до 28 марта, указано на сайте Минобрнауки.​

Новости по теме