Почему митинги в 21-м веке устарели и бесполезны

Дата публикации: 12 сентября 2018 года в 00:33.
Категория: Политика.

В современной ситуации митинг утратил свои функции действенного метода политической борьбы и поэтому сейчас это неактуальное, бесполезное и постепенно исчезающее явление.

Для начала дам определение:

Митинг - это массовое мероприятие, на котором граждане выражают свое отношение к определенным событиям в общественной и политической жизни страны, выдвигают какие-либо требования или выражают солидарность и поддержку (или отсутствие поддержки) каких-либо действий руководства страны. 

В отличие от демонстрации на митинге никаких шествий нет, это собрание в определенном месте, где выступают с предложениями и принимают резолюцию по обсуждаемому вопросу.

Теперь рассмотрим функции митинга в 19-м и 20-м веках:

1) Информационная (новая или неофициальная информация)

В 19-м и в начале 20-го века большинство населения неграмотное и малограмотное, поэтому на митинге можно сразу и быстро донести информацию людям о каком-либо событии политической жизни. Во второй половине 20-го века население уже более грамотное, но СМИ (газеты, телевидение) находятся под полным контролем власти, поэтому информационая составляющая ещё остается.

В одном месте собирается достаточно много народа (для тех времен) - эффективность высокая. Неграмотному человеку надо всё рассказать и пояснить, можно ответить на возникающие вопросы и т.д.

2) Агитационная

Естественно, кроме чистой информации организаторы агитируют пришедших - приводят логические (или эмоциональные) доводы, чтобы склонить мнение обывателя в свою сторону. Опять же воздействие на неграмотного человека, да ещё в толпе таких же высоко. Любой более менее талантливый манипулятор может склонить мнение толпы в свою сторону. Эффективность высока.

3) Консолидирующая («нас много»)

Собирая в одном месте единомышленников организаторы повышают эмоциональный подъем толпы. Эффективность агитации увеличивается - ведь находясь среди тысяч митингующих, проще согласиться с лозунгами и требованиями митинга - человек думает: «нас много,столько людей согласны со мной, не могут же все они ошибаться, по-любому мы правы.»

4) Устрашающая («их много»)

Чем больше количество митингующих, чем устрашающе звучат требования или поддержка, тем больше нагоняется страха на противоположную сторону. Если митинг с антиправительственными лозунгами собирает сотни тысяч и миллионы, то власть понимает, что кресло под ней начинает шататься. Наоборот, если митинг в поддержку действий власти собирает много людей - это показывает оппозиции, что у власти много сторонников и высокая поддержка населения.

5) Организационная (рекрутинг, структурирование)

Когда в одном месте собираются единомышленники, то возникают дополнительные личные связи между участниками. Людям может понравиться какой-либо харизматичный лидер (выразитель сходных мыслей и идей). В результате это общение может привести к созданию более структурированных общественных объединений - политических партий, движений и обьединений. Опять же на митинге может происходить рекрутинг новых членов в эти партии и объединения.

Рассмотрим теперь эти функции митингов с точки зрения современного уровня развития общества, выросшей в сотни раз информатизации и доступа населения к информации о состоянии дел в родном государстве, соседних государствах и в целом в мире.

1) Информационная

Современная жизнь, в частности получение информации обывателем, кардинально поменялись. Я уже писал о том, что телевидение, как метод воздействия власти на людей в последнее время сильно сдает позиции. Из статьи Смерть ТВ (Голос 60+)

Самое интересное, что сами телевизионщики уже поняли, что их ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ - это люди старше 50 лет, которые смотрят ТВ, либо по привычке, либо при отсутствии интернета.

Соответственно менеджеры ТВ (которым надо продавать рекламу) начали ориентироваться на эту целевую аудиторию, при подборе передач, певцов, фильмов.

Всё приплыли. Что будет делать ТВ через 10-15 лет, когда их целевая аудитория станет стремительно сокращаться? Нынешние 40-50 летние уже не будут смотреть ТВ. Это смерть ТВ как механизма влияния на умы людей.

Поэтому запуск проекта »Голос 60+» - это знаковое событие - и говорящее название!

Телевидение теперь может оказать влияние только на голоса избирателей 60+.

Данное мое утверждение уже подтверждается денежным индикатором: Рунет впервые обошел ТВ.

Объем рынка интернет-рекламы в первом полугодии 2018 г., составив 90,5-91,5 млрд руб., превысил объем рынка рекламы на телевидении. К таким результатам пришла комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), подведя итоги развития рекламного рынка России в первой половине 2018 г.

 Как свидетельствуют итоги, подведенные АКАР, рынок интернет-рекламы в первом полугодии 2018 г. обогнал рынок рекламы на телевидении (90-91 млрд руб.) в аналогичный период на 0,5 млрд руб.

Именно с этим связано повышение активности власти в интернет-пространстве, так как каналы получения информации теперь 50%-интернет, 50% - телевидение, причем основная аудитория телевидения люди старше 50.

Таким образом, информационная составляющая митинга в современном мире уже почти равна нулю - всю информацию человек уже получил без митинга - из интернета.

2) Агитационная

Уровень образованности в современном мире вырос в разы, поэтому простыми логическими лозунгами и речевками можно сагитировать только недостаточно образованную часть публики - это школьники и люмпены. Мало того, что это небольшой процент населения, еще вдобавок их влияние на общественную жизнь минимально (у них ни власти, ни денег, ни влияния на органы власти). Переубедить или привлечь в свои сторонники на митинге уже невозможно.

Таким образом, агитационная составляющая митинга в современном мире тоже практически равна нулю.

3) Консолидирующая

Современный человек ценит свою личную свободу, не любит чужих приказов, советов, распоряжений. С другой стороны, общество сейчас более индивидуализировано - у каждого свои интересы, хобби, мнение, сферы деятельности, стремления и т.д. То есть собрать и объединить достаточно большую массу абсолютно разных людей в единое целое, с единой целью и единым порывом - на самом деле достаточно нетривиальная труднейшая организационная задача. Консолидировать достаточно большое количество людей под простыми лозунгами - задача практически нереализуемая.

Таким образом, в современном мире консолидирующую роль митинга можно использовать, но это достаточно сложная и трудная задача.

4) Устрашающая

В связи с ростом городов устрашающая функция начинает действовать только при ЗНАЧИТЕЛЬНО большем количестве митингующих - от 100 тыс. и выше. Напугать многомиллионную Москву 10-20 тысячным митингом невозможно. С другой стороны, в связи с утратой митинга информационной и агитационной функции, собрать достаточно много людей в одном месте, заинтересовать их, организовать и т.п. в настоящее время по силам только структурам, которые обладают мощной финансовой подпиткой. В сегодняшней России структуры с большими финансовыми возможностями находятся полностью под контролем государства, в том числе отрезана возможность иностранных структур финансировать какие-либо антиправительственные митинги.

Таким образом, несмотря на то, что устрашающая функция митинга по-прежнему актуальна, но она очень тяжело реализуема, так как требует больших финансовых затрат.

5) Организационная

Рекрутинг новых сторонников на митинге в связи с пунктами 1, 2 практически невозможен - так как агитация на митинге действует слабо. Сейчас рекрутинг значительно проще делать через интернет (социальные сети, специализированные тематические политические сайты).

Новые связи между единомышленниками в современном мире происходят вне митингов, как правило через интернет, знакомых и социальные сети.

Таким образом, организационная функция митинга также утратила свое значение.

Вывод: митинг - как действенный метод политической борьбы увы умер!

Или у вас другое мнение?

ДОПОЛНЯЮЩЕЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ:

Митинг еще действует, там где высок процент обнищания населения - высокий процент люмпенов. Низкий процент проникновения интернета (какой интернет - если на хлеб не хватает).

Митинг работает, если есть финансовая подпитка из-за рубежа.

В той или иной степени эти два фактора действовали, и в Армении, и на Украине, и в Грузии и в странах где была спровоцирована «арабская весна».

Источник: Georg Karr Санкт-Петербург/«Афтершок»

Новости по теме