Валентин Коновалов. 100 дней и почти ничего

Дата публикации: 27 февраля 2019 года в 15:22.
Категория: Политика.

На этой неделе исполнилось 100 дней с момента вступления Валентина Коновалова в должность Главы Республики Хакасия. Традиционно в этой точке подводят первые итоги работы. Информации по теме не так много, как хотелось бы. Возможно, это недоработка пресс-службы губернатора и публика просто не знает обо всех успехах и достижениях руководителя региона и его команды. Поэтому придется исходить из информации, попавшей в СМИ.

100 дней губернаторства Коновалова пришлись на 23 февраля. Так что же было им сделано до этой даты? На что ориентироваться, давая оценку? Самое простое – посмотреть какие шаги предприняты для воплощения данных им в ходе избирательной кампании обещаний.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЙ

На предвыборном этапе губернатором и его командой было дано несколько десятков обещаний, которые в немалой степени повлияли на результат выборов. Выполнения многих из них вряд ли возможно требовать по истечению 100 дней – речь о создании рабочих мест, росте зарплат, развитии сельского хозяйства, образования, здравоохранения, инфраструктуры, доступном жилье, поддержке молодежи, гашении кредитов при рождении ребенка и т. д. К сожалению, пока мы ничего не слышим о таких планах кроме как упоминания о национальных проектах, инициированных президентом. Хотелось бы услышать хотя бы о намерении, о поставленной перед правительством задаче выполнить эти обещания.

Другая же часть обещаний Коновалова могла быть уже выполнена. Одним из ярких обещаний было пересмотреть «грабительские тарифы» на электричество, сдерживающие развитие экономики. Также давалась надежда и на снижение тарифов в ЖКХ. Говорилось о планах вскрыть все очаги коррупции, бесхозяйственности и беззакония, которые остались от старой власти. Однако на практике никакого снижения тарифов не произошло. Замечу, что тарифы на услуги ЖКХ, передачу электроэнергии и сбытовые надбавки энергетиков устанавливаются на уровне республиканского правительства ежегодно в декабре. Была отличная возможность снизить тарифы. Но этого не произошло. Более того, с 1 июля бизнес ожидает рост тарифов на электроэнергию – минэкономразвития Хакасии в конце декабря издало приказ о таком повышении.

Обещалась и проверка работы предыдущего правительства, заявлялось о планах выявить нарушения, привлечь к ответственности. Прошло 100 дней, а никаких результатов так и не представлено. Чтож, возможно, еще не время, а может быть уже передумали? Или ничего не удалось найти и все чисто? Ответов на эти вопросы нет, хотя люди их очень ждут.

Другое серьезное обещание – принять закон о «детях войны». Десятки тысяч людей ждали этого, надеялись на улучшение своего материального положения. Однако вскоре после выборов было заявлено, что денег нет, а в текущих условиях дополнительные выплаты будут еще и являться нарушением соглашения о предоставлении бюджетных кредитов. Все это было известно и перед выборами, но, тем не менее, обещания прозвучали и людям была дана надежда. Но, увы! В тоже время в Приморье, к выборам к которым также было приковано внимание всей страны, Кожемяко в свои первые 50 дней еще в статусе ВРИО провел в трех чтениях и утвердил закон о «детях войны», в соответствии с которым им уже предоставляется материальная поддержка и различные льготы.

Также осталось невыполненным и обещание дать отрицательный отзыв на пенсионную реформу. В ходе предвыборных баталий прозвучали чуть ли не намерения добиваться отмены реформы. Однако не было сделано ни малейшего шага, демонстрирующего хотя бы символическую решимость сдержать слово. Конечно, можно заявлять, что от Коновалова мало что зависит, и он ничего не сможет сделать. Но разве перед выборами было как-то иначе?

Также перед выборами первой задачей главы региона значилось «внесение изменений во все нормативные документы, предусматривающие предоставление дополнительных республиканских льгот пенсионерам. Для мужчин они должны были быть сохранены по достижению 60 лет, для женщин – 55 лет». Но, похоже, задача где-то затерялась.

В предвыборной листовке Коновалова от 3 ноября 2018 года заявлялось: «планируется значительно сократить расходы на содержание администрации главы Хакасии, которая, по сути, за госсчет занимается политикой. Есть предложение снять большую часть непомерно раздутых расходов на газету «Хакасия» и телеканал РТС, а сэкономленные на них и на администрации средства направить на приобретение жилья для сирот». Но по прошествии 100 дней так и не слышно, сколько сэкономленных денег направлено на приобретение жилья для сирот. Известно лишь о сокращении повара, двух официантов и увольнениях в столичном представительстве республики. Зато по некоторой информации новый губернатор набрал штат советников в количестве 18 человек. А администрация так и продолжает заниматься политикой за госсчет?

КОМАНДА

Как известно, кадры решают все. Поэтому к формированию команды Коновалова приковано пристальное внимание. От ее профессионализма и слаженности зависит развитие республики. Нелишним будет напомнить, что перед выборами губернатор заявлял, что у него есть команда профессионалов. На эту команду возлагались серьезные надежды – ожидалось, что после победы она сразу приступит к работе и совершит рывок. Но после выборов риторика резко изменилась и вместо активного начала работы команды речь пошла о конкурсном формировании «Правительства народного доверия». Звучит красиво, но что это такое до сих пор представляется смутно. По истечению 100 дней формирование правительства так и не было завершено. В состав правительства вошло много людей из команды Зимина, что вызывает справедливое недоумение в обществе после предвыборных заявлений. Более того, уже после победы Коновалов заявлял, что экономический блок работал не эффективно и должен быть отправлен в отставку. Однако министрами финансов и экономического развития назначил людей из экономического блока команды Зимина.

С другой стороны, часто в правительство набираются люди без профильного образования и опыта. Заметна тенденция привлечения бывших работников силовых структур. Такой подход порой вызывает недоумение – в чем преимущество людей без соответствующего опыта работы, но с навыками оперативной работы? Особенно с учетом заявлений о намерении сформировать правительство профессионалов. Возможно, выбор в их пользу сделан в расчете, что они будут более устойчивы к коррупции. Однако какие тут могут быть гарантии? Особенно с учетом уголовного дела в отношении бывшего руководителя администрации, выходца из самых серьезных силовых структур и руководителя отдела по расследованию коррупционных дел. Если же министры с оперативными навыками перейдут на темную сторону, поймать их за руку будет на порядок сложнее, т.к. они прекрасно осведомлены о методах борьбы с коррупционерами.

По большому счету уже можно сказать, что команды у Коновалова не было. Практически половина членов нового правительства так или иначе ранее входили в состав команды Зимина. А ведь накануне выборов агитматериалы Коновалова пугали, что если будет работать ВРИО, то «вокруг московского ставленника сохранятся все зиминские подручные – настоящий «коллективный Зимин». Вместе с традициями коррупции и предельно хамского отношения власти к народу. Худшего сочетания для нашей республики нельзя и представить». Весьма нелестное высказывание. Включение этих самых «подручных» в команду Коновалова – признание факта, что кадры Зимина оказались лучшими, а своих конкурентоспособных кандидатов новый губернатор предложить не смог.

Насколько такой состав соответствует критериям «народного правительства» судить сложно, но очевидно, что формирование команды стало для Коновалова серьезным и сложным испытанием даже несмотря на большое количество претендентов. Настолько сложным, что это можно подавать как значительное достижение, хотя изначально ожидалось, что это будет в большей степени формальностью и завершится в кратчайшие сроки. Возможно, не хватило опыта. В пользу этой версии свидетельствует наличие множества вопросов в обществе по многим утвержденным в должности кандидатурам, а также первые увольнения из еще не сформированной до конца команды, в том числе и среди прошедших конкурс.

Следующим этапом должно стать обеспечение слаженной профессиональной работы новой команды и качественный рывок в развитии республики. Но нам еще только предстоит оценить, сможет ли добиться этого Коновалов с учетом его знаний и компетенций.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Очевидно, что работа должна строиться в соответствии с конкретной программой развития, в которой прописаны цели, этапы, а также ресурсы и методы достижения поставленных целей. Краеугольная проблема Хакасии – недостаточность собственных доходов бюджета для выполнения социальных обязательств, выплаты заработной платы, развития различных сфер жизни жителей республики. Решением этой проблемы является наращивание налоговой базы – обеспечение роста бизнеса действующих предприятий, открытия новых предприятий, перерегистрации в республику крупных налогоплательщиков и т. д.

Многие годы республиканский бюджет имеет дефицит – расходы бюджета превышают доходы. Предыдущие власти решали проблему дефицита бюджета наращиванием госдолга. Этот подход подвергался жесткой критике с разных сторон. Коновалов тоже не остался в стороне, заявляя о недопустимости такой «порочной практики», говорилось о намерении слезть с кредитной иглы. Однако в подписанном им бюджете на 2019 год прописаны планы взять в этом году коммерческих кредитов на сумму 4.89 млрд руб, а за период 2019-2021 год – почти 16 млрд руб. Конечно, было заявлено о намерении избежать наращивания госдолга, но говорить о конкретных результатах можно будет только в конце года.

Среди семи причин, по которым следовало голосовать за Коновалова, был и такой аргумент: «Кандидат с конкретной программой действий. Способен вывести Хакасию из кризиса, заставив энергетические, алюминиевые и угольные корпорации вкладываться в развитие региона».

Но по итогам первых 100 дней мы никакой программы действий, в соответствии с которой будет улучшаться жизнь, ни от Коновалова, ни от его команды так и не увидели. Не анонсировано ни одного значительного экономического проекта. Более того, прошедший недавно экономический форум в Сочи показал, что новым властям нечего представить. Хотя было несколько месяцев, чтобы оформить свои идеи в достаточно презентабельном виде, в Сочи было сказано лишь о трех проектах: дорога Абакан-Бийск, развитие железнодорожной инфраструктуры и угледобывающей отрасли. Однако все эти три идеи – наследие Зимина. Более того, назначение Зимина заместителем руководителя ОАО «РЖД» по сути, передает полномочия по реализации последних двух проектов в его руки. Так что, по большому счету Коновалов и его команда приехали в Сочи с пустыми руками, тогда как другие регионы представили множество проектов для инвестиций. С пустыми руками представители Хакасии и уехали – в сухом остатке имеется только факт переговоров с министром транспорта и представителем фонда моногородов, да еще договоренность о сотрудничестве с губернатором Иркутской области – соратником Коновалова по КПРФ. По большому счету, никаких решений по существу принято не было. Не было сказано и ни об одной встрече с инвесторами, несмотря на то, что на форуме присутствовали представители более 600 российских и зарубежных компаний, а всего на форуме было заключено более пятисот соглашений почти на триллион рублей.

Если посмотреть на итоги всех первых 100 дней, то ситуация ничем не лучше – не представлено информации ни об одном хотя бы потенциальном соглашении с инвесторами, нет продуктивных встреч с представителями крупного бизнеса, представителями федеральных органов. На настоящий момент реализуется инерционный сценарий – когда все идет по накатанной колее, а никаких стратегических изменений для улучшения ситуации не предпринимается.

УПРАВЛЕНИЕ

Отсутствие должного управленческого опыта не раз ставилось в укор молодому губернатору. Поэтому интересно взглянуть на результаты в этой области. Из удачных управленческих решений можно назвать назначение на должность первого заместителя Андрея Асочакова – опытного политика и бизнесмена, а также нескольких министров. В остальном же решения часто вызывают в обществе вопросы или откровенное непонимание. Можно отметить и ряд ошибок – уже подзабытый скандал с зарплатами бухгалтеров из расчетного центра, скандал с премиями, историю с ФАПами. Все это результат управленческих ошибок. Большую пищу для анализа дала и черногорская авария, но об этом в следующем разделе.

Ярким примером управленческих ошибок является и история с «двойниками в правительстве» –увольнение и последующее восстановление главного редактора газеты Хакасия, а также утверждение по результатам конкурса нового руководителя управления пресс-службы и возвращение из отпуска предыдущего работника, закончившееся увольнением новичка. Примечательна и история с назначением советника по внутренней политике наряду с наличием в структуре администрации целого управления внутренней политики со своим штатом и руководителем, а также наличием министерства национальной и территориальной политики. Функции этих структур во многом пересекаются и создание третьего органа вызывает ряд вопросов. После бурной реакции в обществе на такое решение, вскоре было заявлено, что назначения вовсе и не было. На этом примере можно сделать некоторые выводы о качестве принимаемых решений.

Как уже говорилось, общее количество советников оценивается уже в 18 человек. В основном их сфера деятельности непосредственно пересекается с работой соответствующих министерств и дублирует их. Но в чем смысл дублировать уже существующие органы власти, фактически создавая параллельно новый управленческий механизм, раздувая штаты? Ответ может крыться в неспособности управлять унаследованным аппаратом, недоверие к нему. С другой стороны, эти советники могут являться своего рода стажерами, которые в будущем после знакомства с соответствующей сферой заменят «старичков» из предыдущей команды. Пока сложно говорить, чем может обернуться такой подход – удачной управленческой находкой или миной замедленного действия, которая парализует работу правительства.

БЮДЖЕТ. ГОСДОЛГ

Исполнение бюджета, в первую очередь его доходной части, является самым важным показателем работы правительства. Именно от этого зависит своевременность выплаты заработной платы, закупка лекарств, выплата социальных пособий и выполнение других обязательств государства. На настоящий момент мы имеем два полных месяца работы нового губернатора. По итогам периода декабря-январь собственные текущие доходы республиканского бюджета снизились на 460 млн рублей (с 3.47 млрд руб до 3 млрд руб). Конечно, результаты двух месяцев это еще не основание делать какие-то выводы, но повод для пристального внимания к этой теме. Неприятная динамика была компенсирована в январе неожиданным поступлением налога на прибыль от РУСАЛа в размере 1.3 млрд руб. Заявлялось, что предприятие уточнило прибыль за 2015-2016 годы и уплатило доначисленные налоги. Однако недавно появилась информация, что это был результат налоговой проверки. Проверка могла быть только выездная, сроки проведения которой до 2 месяцев, но на практике она часто приостанавливается до полугода для истребования различных документов. В итоге вместе с написанием акта, его оспариванием, обжалованием решения в вышестоящей инстанции вся процедура от начала проверки до поступления налогов в бюджет занимает 8-10 месяцев. Так что эти 1.3 млрд руб – плод с дерева, посаженного в 2015-2016 году, а начавшего зреть в начале 2018 года. Упал же он в руки уже новой команды. Безусловно, это хороший и нужный, но все же разовый подарок. Основное же внимание приковано к текущим собственным доходам, а они по итогам 2-х месяцев упали почти на 15%.

В части госдолга ситуация относительно спокойная – за 2018 год его удалось снизить на 2.77 млрд руб. до 21.85 млрд руб (с 24.6 млрд руб на начало года). К 1 октября был погашен бюджетный кредит на 705 млн руб, а к 1 ноября – погашены облигации на 2 млрд руб. Это заслуги предыдущего правительства. В октябре Развожаев взял бюджетный кредит на 2 млрд руб для разблокировки счетов муниципалитетов, но он договорился и о получении 1.5 млрд руб безвозмездных субсидий из федерального бюджета для его погашения. В целом доходы бюджета за 2018 год выросли на 10.7 млрд руб (44.5%). Отношение госдолга к собственным доходам снизилось со 136% на начало 2018 года до 90% на его конец. Безусловно, это хорошее наследие, оставленное Зиминым-Развожаевым. В 2019 году правительству Коновалова предстоит также погасить 2.77 млрд руб с той же структурой (705 млн руб – бюджетный кредит, 2.057 млрд руб – облигации). Эти обязательства возникли несколько лет назад и их исполнение обязательно. Настораживают прописанные в законе о бюджете планы взять 4.89 млрд руб коммерческих кредитов (закон подписан Коноваловым). По итогам 2019 года в закон заложен рост госдолга на 2.1 млрд руб (до 23.9 млрд руб). Но правительство надеется избежать этого.

Примечательно, что факт единогласного принятия закона о бюджете заместитель Коновалова назвал одним из трех главных достижений нового губернатора. Хотя подобный закон принимается каждый год, и никто ни разу не говорил об этом как о главном достижении.

ЖКХ

На этом направлении нельзя не отметить определенные успехи. В первую очередь в области мусорной реформы. Хотя изначально говорилось о полной отмене этого новшества, эти обещания постепенно трансформировались в намерение снизить тарифы. И в определенной мере этого удалось добиться. Также положительным результатом является устранение рисков отключения в ближайшее время социальных объектов из-за задолженности по электричеству. Хотя это лишь временная передышка, а не системное решение проблемы.

Заслуживает внимания и ситуация с отоплением. По большому счету основная и наиболее сложная часть отопительного периода пройдена, что, безусловно, также можно занести в актив команды Коновалова. Да, были проблемы с наличием угля и масштабная авария в Черногорске, другие проблемы. Но все это удалось преодолеть – вопрос с углем решился с помощью СГК и за счет бюджетных денег. Ничего нового тут нет – точно также эти проблемы решались в предыдущие годы при Зимине. Если смотреть на абсолютное количество аварий, то оно не так и велико. Конечно, это во многом результат должной подготовки котельных и трасс в осенне-летний период, еще во времена Зимина-Развожаева. Но теплые слова в их адрес мы вряд ли услышим.

Эта авария в Черногорске стала своего рода тестом на способности нового губернатора как руководителя. К сожалению, тест он прошел весьма слабо – мы увидели его только в заключительной части, в довольно посредственно сыгранной роли жесткого руководителя или плохого полицейского. Но большую озабоченность вызвала даже не драматургия, а продемонстрированные в ходе «разноса» подходы к управлению. Во-первых, Коновалов уехал из республики, когда авария уже случилась. У него было время на оценку масштаба аварии, создание оперативного штаба и освещение ситуации в прессе по примеру Зимина, когда при пожаре на свалке в Черногорске штаб был создан ночью сразу после визита туда губернатора.

Во-вторых, Коновалов укрепился в амплуа популиста: обещал сделать перерасчет за электроэнергию. Но это выручка энергетиков, которые никакой вины за повышенное потребление электричества не несут. Их нужно было поблагодарить за безаварийную работу и обеспечение дополнительных поставок энергии, а не предъявлять требования о перерасчете. Речь может идти только о компенсации затрат населения за счет бюджета или виновника аварии. Непонимание губернатором этих основ работы экономики настораживает.

Другое популистское заявление – обещание к следующему отопительному сезону решить проблемы с теплосетями по всей республике. Сомнительно, что в бюджете республики, муниципалитетов и отдельных компаний найдутся необходимые деньги на столь масштабные работы. Но в погоне за эффектным моментом обещание дано. Поэтому при любой аварии на теплосетях в следующем сезоне Коновалов упадет в яму, которую сам себе вырыл. И наконец, губернатор популистски потребовал к началу прошлой недели представить виновных и установить причины аварии. Прошла неделя, но общественность так ни чего и не услышала – не названы ни причины, ни виновные. Распоряжение руководителя не выполнено. Это ставит в неприглядное положение как самого Коновалова, так и его команду.

ОБЩЕСТВО

Судя по представленным недавно результатам опроса ВЦИОМ, общество остается расколотым на сторонников и противников Коновалова, а оценка его работы показывает отрицательную динамику. Этому способствует и стратегия новой команды в медиа пространстве – вместо честных ответов пусть и на довольно острые вопросы, говорится о каких-то информационных атаках, заговорах, спланированных акциях, чуть ли не диверсионных группах, действующих в республике. Используется известный шаблон консолидации сторонников против врага, с которым нужно бороться. Но врагом, по сути, является гласность и открытость, которые позволяют любому задавать неудобные вопросы. Но ведь именно Коноваловым была обещана беспрецедентная открытость в работе нового правительства. Тем не менее, поддержка губернатора все еще остается на довольно высоком уровне – 47% опрошенных поддерживают продолжение работы Коновалова губернатором, хотя 30% считают, что нужен новый руководитель республики. Ответы на вопрос, «как Вы считаете, Коновалов работает хорошо или плохо?», за месяц (с декабря по январь) изменились следующим образом:

• Безусловно хорошо - 6% (без изменений);
• Скорее хорошо - с 15% до 10%;
• Скорее плохо - с 3% до 6%;
• Безусловно плохо - с 1% до 9%;
• Ничего не знаю о его работе - с 47% до 41%

Можно по-разному относиться к результатам опросов, но ВЦИОМ не первый год занимается этой работой и его опросы о готовности людей голосовать за Коновалова еще за месяц до выборов говорили о его победе. Даже несмотря на то, что опрос заказывали противники недавно избранного губернатора.

ПОЛИТИКА

Заслуживает внимания и ситуация в политической плоскости, которую можно разделить на две составляющих – республиканскую и федеральную. К успехам на республиканском уровне можно отнести формирование коалиции КПРФ и ЛДПР в Верховном Совете, что позволило назначить ряд руководителей комитетов из членов этих партий. Однако попытки утвердить сенатора от Верховного совета за почти полгода так и не увенчались успехом, что говорит о слабых позициях. Просматривается определенное противостояние и с республиканскими политическими тяжеловесами.

На федеральном уровне можно отметить полное отсутствие результативных встреч, хотя их было не так уж много и можно было надеяться на проведение предварительной работы, которая должна была вылиться в осязаемый результат. Проведены встречи с президентом, с его полномочным представителем в СФО, с министрами транспорта и образования, представителями фонда поддержки моногородов. Однако ни одна встреча не дала никаких конкретных результатов. Но что более удивительно, нет продуктивных результатов и по линии КПРФ, несмотря на предвыборные обещания о всесторонней поддержки Коновалова со стороны этой партии. Можно лишь отметить, что Зюганов сводил в столице Коновалова на деловую презентацию Иркутской области, с губернатором которой впоследствии была достигнута договоренность о сотрудничестве.

Примечательна история и с выдвижением креатуры Коновалова на должность уполномоченного по правам человека в Хакасии. Отказ федерального омбудсмена утверждать представленную кандидатуру должно быть больно ударил по самолюбию новых властей. Хотя чему тут удивляться? На этой должности ожидается видеть человека далекого от политики, а не с ярко выраженной политической окраской. Заявления о подаче в суд на федерального омбудсмена выглядят более чем странно – это его законное право отказать в утверждении. В Хакасии много других достойных кандидатов. Но мы слышим о намерениях идти по пути эскалации конфликта.

РЕЗЮМЕ

Первые 100 дней работы Валентина Олеговича Коновалова в большей степени отметились различными скандалами, чем какими-то конкретными действиями. Основная часть того, что можно записать в актив, относится к обычной текущей работе, но никак не к важным стратегическим изменениям, в которых так нуждается республика. Ситуация развивается по инерционному сценарию, а губернатор и его команда пока выступают больше в роли зрителя, чем активного управленца, меняющего ситуацию к лучшему. Никаких принципиальных изменений в сравнении со временем правления Зимина не видно. Такое положение дел постепенно разъедает политический капитал Коновалова, что, впрочем, пока не критично. Однако если не произойдет значительных изменений в работе, кредит доверия избирателей закончится весьма быстро.

Автор: Евгений Мамаев - директор компании ООО «МедиаПроф», экс-замминистра экономики Хакасии

Новости по теме