В Хакасии компания СУЭК запустила в работу беспилотные самосвалы

Дата публикации: 19 августа 2019 года в 15:08.
Категория: Экономика.

На участке «Абаканский» разреза «Черногорский» компании «СУЭК-Хакасия» прошла демонстрация работы автоматизированной системы грузоперевозок на основе роботизированных самосвалов БелАЗ-7513R. Хакасия стала первой территорией, где СУЭК запустила в работу эти беспилотные машины.

В презентации роботов-самосвалов, прошедшей 16 августа, кроме кроме руководства и специалистов СУЭК, приняли участие представители ОАО «БелАЗ» во главе помощником генерального директора по информационным технологиям Александром Ботвинником, а также член совета директоров компании «ВИСТ Групп» Павел Растопшин. Именно «ВИСТ Групп» провела цикл работ по адаптации автономного движения роботизированного транспорта на угледобывающем предприятии.

На мероприятие был также приглашен заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев.

Роботизированные системы, задействованные в производственных цепочках, все чаще берут на себя функции человека. Сибирская угольная энергетическая компания, которая шагает в ногу со временем и является лидером отрасли в стране, в этом вопросе далеко не исключение.

На протяжении нескольких месяцев горняки разреза «Черногорский» обкатывают беспилотные автосамосвалы. Машины, ориентируясь на показания видеокамер и датчиков, способны самостоятельно, без участия водителя заниматься перевозкой горных пород.

СУЭК

- Автоматизация грузоперевозок в процессе угледобычи направление, безусловно, перспективное, - отмечает генеральный директор «СУЭК-Хакасия» Алексей Килин. - Не каждый человек способен безошибочно по долгу справляться с рутинными, повторяющимися операциями в процессе рабочей смены. Снижение внимания может создать риски, прежде всего, для самих водителей. Автоматизация грузоперевозок должна стать важным шагом для повышения безопасности горных работ, поэтому компания СУЭК и реализует этот проект. Очень приятно в канун дня шахтера представить гостям и партнёрам нашу работу, еще раз показать, что предприятия СУЭК идут в авангарде технологического развития угольной отрасли.

СУЭК

Чтобы продемонстрировать способности искусственного интеллекта по выделенному участку разреза были запущены два массивных беспилотника. Каждый способен перевозить до 130 тонн угля. Общая длинна трассы, на которой работали самосвалы, составила 1350 метров. Пока робот-самосвал работает медленнее чем БелАЗ, за рулем которого сидит человек. Оно и понятно: вопросы безопасности были и остаются ключевыми. Тем ни менее задача была выполнена: все необходимые маневры в рамках технологического цикла были совершены, помехи друг другу машины не создавали.

- Сейчас в мире работает около 40 тысяч большегрузных самосвалов и только 100 из них делает что-то подобное, - подчеркивает член совета директоров компании «ВИСТ Групп» Павел Растопшин. - Это, конечно большой прорыв с точки зрения безопасности и эффективности добычи угля. Если раньше это казалось какой-то фантастикой, то сейчас это происходит на наших глазах и у этого, безусловно большое будущее.

Специалисты подчеркивают: на территории России роботизированные испытания с участием карьерной техники проходят впервые.

СУЭК

- Проект реализуется на территории Хакасии и это дорогого стоит, - уверен заместитель главы региона Юрий Курлаев. - Думаю, что это стало возможным во многом из-за того, что здесь у компании СУЭК очень грамотные профессиональные руководители, которые стараются интегрировать у себя на производстве все возможные ноу-хау.

С возложенными задачами техника справилась. Испытания автоматизированной системы грузоперевозки получили положительную оценку гостей и участников мероприятия.

СУЭК

Беспилотный карьерный грузовик построен на модели БелАЗ-7513 и использует систему спутниковой навигации, которая обеспечивает точность позиционирования беспилотника до 1 см. Антенны и несколько датчиков, установленные на крыше, колесах и в других местах, позволяют определять параметры движения, скорость, угол поворота и т.д.

СУЭК

Также транспортное средство получило компьютеры, около 10 контроллеров, ультразвуковые сенсоры, радары (сканируют сцену движения в условиях плохой видимости на расстоянии до 250 м) и лидары (строят трехмерную карту сцены движения на расстоянии до 100 м).

Кроме того, предусмотрена система распознавания, способная обнаруживать персональные устройства безопасности, выдаваемые персоналу. Для подключения к системе управления беспилотником на других машинах используются удаленные рабочие места с серверами.

БелАЗ-7513R работает следующим образом: диспетчер выдает системе задание на смену, выделяет требуемое количество роботов-самосвалов и производственный маршрут. Роботы выезжают с парковки на участок и начинают непрерывную работу – погрузка, дорога, разгрузка, повторить. Оператор может переназначить машину на другой маршрут или отправить на стоянку: робот закончит текущий цикл и направится на новое задание.

«ВИСТ Групп» обучила машину ездить без разворотов, вперед и назад, так называемым челночным ходом. Водитель гигантского самосвала сам этого сделать не может. Такой способ движения позволяет машине быстрее выполнять свою работу, сокращая время простоев дорогостоящего экскаватора (он стоит примерно в 100 раз дороже самосвала).

В дальнейшем планируется максимально автоматизировать и погрузочные работы. Погрузчик сам сможет строить 3D-модель горной массы, предназначенной для погрузки, определять порядок действий, соотносить свое перемещение с положением самосвала. Функции дистанционного оператора сведутся к выдаче экспертных указаний в начале работы и дополнительным действиям в особых ситуациях. Это позволит обойтись одним оператором на трех-пяти роботизированных погрузчиках. Создание подобных комплексов позволит повысить эффективность эксплуатации карьерных самосвалов и предоставит горнодобывающим компаниям современные интеллектуальные сервисы, утверждают в «ВИСТ Групп».

Новости по теме