Потрудитесь исправиться!

Дата публикации: 29 августа 2019 года в 13:07.
Категория: Криминал.

Процесс реформирования, происходящий сейчас в уголовно-исполнительной системе России, призван повысить эффективность работы, приблизить деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, к уровню европейских стандартов и потребностей общественного развития.

В этой связи особую актуальность приобретает реализация принятого в декабре 2011 года Федерального закона 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение с 1 января 2013 года нового вида уголовного наказания – принудительные работы. 

Применение данного вида уголовного наказания в непростых социально-экономических условиях, складывающихся в стране, как альтернативы лишению свободы в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести позволит более гибко реализовывать уголовно-исполнительную политику государства, предоставит, лицам, преступившим закон, возможность не только претерпевать негативные последствия от совершенного деяния, но и своим трудом принести пользу государству. 

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях (ч.1 ст.60.1 УИК РФ) – исправительных центрах (далее – ИЦ) или участках, функционирующих как исправительный центр (далее – УФИЦ), которые создаются в уголовно-исполнительной системе, не менее одного в пределах территории субъекта Российской Федерации.  

В исправительных центрах отбывают наказание лица, осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести, либо за совершение тяжкого преступления впервые на срок от двух месяцев до пяти лет. 

Главной целью данного наказания является исправление и ресоциализация осужденных через привлечение к труду, что позволяет осужденному обеспечивать себя, а также возмещать вред, причиненный преступлением государству и потерпевшим лицам, возместить затраты исправительных центров на коммунально-бытовое обслуживание, получить навыки и умения, которые он может реализовать после отбытия наказания. 

Отбывающие наказание направляются на те работы, которые определены администрацией организации, где они трудятся, с учетом возраста, пола и, по возможности, специальности.  

Часть зарплаты осужденного, а именно от 5 до 20%, будет удерживаться в пользу государства. Точный размер выплат в пользу государства будет определяться судом. Кроме того, из зарплаты будут удерживаться взыскания, назначенные судом, например ущерб потерпевшим. И еще осужденные должны будут отдавать часть денег за проживание в общежитии. Кроме того, они будут сами покупать себе еду и одежду.  

У осужденных будет право на оплачиваемый отпуск 18 рабочих дней после первых шести месяцев работы. Проводить этот отпуск за пределами исправительного центра разрешается только осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий. 

Для осужденных есть лишь несколько ограничений: они не смогут самостоятельно выбирать работу, уволиться или поменять работу, без разрешения администрации покинуть исправительный центр. Они будут жить в общежитиях, а после отбытия одной трети срока наказания, если не было никаких нарушений, осужденному может быть разрешено проживать за пределами центра с семьей, но в пределах муниципального образования, где находится  исправительный центр.  

Хоть в исправительном центре и не будет такой охраны, как в исправительной колонии, покидать территорию центра в ночное или нерабочее время, в выходные дни он может лишь с разрешения администрации центра, а если он получил право проживать вне пределов центра, он обязан отмечаться четыре раза в месяц.  

Кроме того, Министерством юстиции разработаны подробные правила внутреннего распорядка исправительных центров. Там есть и перечень предметов, которые запрещено хранить отбывающему этот вид наказания, в том числе наркотические вещества, все виды алкоголя и другое. Сотрудники вправе будут проводить досмотр вещей осужденного. 

Осужденные проживают и постоянно находятся в исправительных центрах. Если таковых нет в месте проживания осужденного гражданина, они направляются за счет государства в другой субъект РФ.  

При направлении осужденных к наказанию в виде принудительных работ в исправительные центры, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации, возникнет ряд проблем: 

- направление осужденных в исправительные центры, расположенных  на территории другого субъекта РФ, исключает сохранение социально полезных связей и отношений, стимулирующих процесс исправления осужденного. Кроме того, место расположения исправительного центра влияет на осуществление права осужденного на свидания. Чем дальше от прежнего местожительства отбывает наказание осужденный к принудительным работам, тем реже к нему могут приезжать близкие родственники. В последнем случае возможность ресоциализации значительно снижается, и как следствие, неприбытие осужденного к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок либо уклонение осужденного от отбывания наказания, влечет за собой объявление осужденного в федеральный розыск; 

- при назначении наказания в виде принудительных работ в порядке ст. 80 УК РФ либо назначение наказания лицу, находящемуся на момент вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (код конвоем), что влечет за собой  дополнительную нагрузку на Федеральный бюджет. Лимит бюджетных обязательств уже определен на текущий год и выделение средств на указанные нужды не предусмотрены; 

- при отсутствии у осужденного к принудительным работам  документов, удостоверяющих личность, усложняется задача его направления в исправительный центр другого региона, что приводит к несвоевременному привлечению к отбыванию наказания (трудоустройству); 

На основании п.1.4 Протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ от 09.05.2019 «О принятии комплекса мер направленных на расширение в субъектах РФ сети исправительных центров для обеспечения уголовного наказания в виде принудительных работ деятельность по расширению системы исправительных центров продолжается. 

В рамках мероприятий по организации исполнения наказания в виде принудительных работ на территории Российской Федерации создана система исправительных центров в 57 субъектах Российской Федерации, состоящая из 14 исправительных центров и 43 участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры.  

В настоящее время на территории Республики Хакасия планируется создание УФИЦ на базе УКП ФКУ ИК-33 и ФКУ КП-31 УФСИН России по Республике Хакасия. 

В связи со складывающейся судебной практикой и прогнозируемым увеличением численности осужденных к принудительным работам, а также достигнутым лимитам наполнения осужденных в ИЦ (УФИЦ) в Сибирском Федеральном округе, а также в Уральском, Дальневосточном, Центральном округах, 09.07.2019 Государственной Думой Российской Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона № 413712-7 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ». 

В целях расширения возможности привлечения к труду осужденных к принудительным работам указанным законопроектом предлагается закрепить возможность создания участков исправительных центров, расположенных вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся.  Указанные участки будут создаваться на базе имущества, представляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд осужденных.