«Это не развитие, а деградация». Экономист оценил представленную Коноваловым стратегию развития Хакасии

Дата публикации: 26 октября 2019 года в 12:29.
Категория: Экономика.

Евгений МамаевЕвгений Мамаев

Губернатор Хакасии Валентин Коновалов пригласил общественность к обсуждению разработанной его кабмином «Стратегии развития Хакасии 2030 года». На этот призыв откликнулся известный экономист Евгений Мамаев, который проанализировал планы правительства дал им свою профессиональную оценку.

Бывший зам. министра экономразвития Хакасии Евгений Мамаев изложил свое экспертное мнение о разработанном властями Хакасии документе. Приводим его заключение: 

«Глава Республики Хакасия Валентин Коновалов предложил общественности подключиться к обсуждению Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года:

“Экономике Хакасии нужен настоящий прорыв! Правительством Республики Хакасия проделана огромная аналитическая работа при подготовке важнейшего документа – Стратегии развития республики до 2030 года. Скажу, что это не окончательный вариант. Несмотря на то что проект уже получил одобрение со стороны федеральных структур, мы все же решили вынести его на обсуждение общественности и Верховного Совета республики. Жду от общественности активной и заинтересованной работы”.

Действительно, экономика Хакасии давно требует пристального внимания и целенаправленной работы по ее развитию. Региону катастрофически не хватает собственных доходов, срочно нужны кардинальные стратегические решения. Доходы республиканского бюджета за период январь-сентябрь 2019 года упали на 11% (2,7 млрд руб) по сравнению с тем же периодом прошлого года. Во многом именно сложная ситуация в экономике и предопределила результат губернаторских выборов 2018 года, когда победу одержал Валентин Коновалов. Перед ним встала амбициозная задача – вытащить регион из экономической ямы.

И уже на следующий день после выборов в интервью РБК Коновалов заявил: “Весь экономический блок уйдет, потому что был неэффективен. Остаться, возможно, смогут те, кто работал в сфере культуры, здравоохранения”. После этого Коновалов действовал решительно и… поставил во главе структур экономического блока тех же людей, что и вели долгие годы экономику республики к депрессивному состоянию. И вот сейчас на примере качества работы правительства над Стратегией-2030 мы можем оценить, какой результат дало это кадровое решение.

Первое, что бросается в глаза, это отсутствие анализа результатов 2018 года, хотя уже заканчивается 2019 год и по-хорошему должны быть проанализированы и результаты первой половины этого года. Анализ периода до 2017 года был сделан еще при предыдущем руководителе региона В. М. Зимине. Такое положение резко контрастирует с заявлением Коновалова, что “Правительством Республики Хакасия проделана огромная аналитическая работа при подготовке важнейшего документа”. Отсутствие анализа периода 2018-2019 означает, что никакой “огромной аналитической работы” на самом деле не проделано. А ведь с выборов прошел уже почти год.

Если в стратегии выделить ключевые моменты, то также встает ряд вопросов. Так, в документе указано, что доходы консолидированного бюджета вырастут с 40,8 млрд руб в 2018 году до 41,8 млрд руб в 2030 году. Рост на целый миллиард или на 2,5% за 10 лет! Расходы вырастут и того меньше – на 0,5 млрд руб (1,3%) с 38,2 млрд руб в 2018 году до 38,7 млрд руб в 2030 году. Инфляция только за один год “съест” весь этот рост, а за 10 лет в реальном выражении доходы бюджета вообще уменьшатся. Таков будет итог 10 лет “развития”?

Промежуточные итоги тоже не радуют – к 2021 году вообще предполагается падение доходов до 34,6 млрд руб. Затем падение доходов продолжится и к 2024 году доходы снизятся до 32,4 млрд руб. Это что же за развитие такое, если фактически планируется падение? Обычно такое положение дел называется стагнацией и деградацией.

Отсутствие реального роста расходов бюджета ставит вопрос о благополучии десятков тысяч бюджетников и их семей, выполнении майских указов Президента об уровне заработной платы бюджетников. Согласно данным статистики, в Хакасии в сфере государственного управления, обеспечения безопасности и соцобеспечения работает 16,3 тысяч человек в образовании – 21,7 тыс чел, в здравоохранении – 15,6 тыс. чел. Значительная часть этих людей получает заработную плату за счет средств бюджета. Несмотря на значительное количество бюджетников, Стратегия не дает никакого ответа на вопрос, что с ними будет в будущем? А уже сейчас в республике увольняются врачи, которые из-за низкой заработной переходят на работу в соседний Красноярский край, где зарплата на 25 тысяч рублей выше при меньшей нагрузке.

Что примечательно, в тексте Стратегии говорится, что “При условии полномасштабной реализации запланированных инвестиционных проектов КИП «Енисейская Сибирь», обозначенных в Стратегии, прогнозируемый бюджетный эффект выразится в увеличении к 2030 году доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в результате дополнительных налоговых поступлений в сумме около 17 млрд рублей”. Но куда растворяются эти суммы, почему мы не видим роста в прилагаемой таблице? Почему нам предвещают падение доходов бюджета вплоть до 2024 года? Ожидается падение по другим статьям? 17 миллиардов это в год или за весь срок?

Тем не менее за прошедший год в Стратегии все же произошли некоторые изменения – добавились разделы про Енисейскую Сибирь и Ангаро-Енисейский макрорегион. Эти масштабные экономические проекты вселили надежду, что в Хакасии произойдет качественный рост экономики, будут созданы новые предприятия. Однако если посмотреть наполнение этих проектов, то практически ничего нового мы не увидим – в своей массе это все те же проекты, что были представлены во времена Зимина. Это и строительство автодороги на Бийск, и развитие угледобывающей отрасли, включая инфраструктуру (железную дорогу, мосты и т.д), мясомолочный комплекс и прочие проекты. Просто сейчас они собраны в две красивые коробочки. Но мы не увидели так громко заявленных на предвыборном этапе проектов по возрождению промышленного комплекса Черногорска, народных предприятий, восстановления трикотажной или швейной фабрики, фабрики ПОШ и т. д.

Безусловно, в Стратегии прописано много хороших и нужных показателей, на которые предполагается выйти в 2030 году. Это и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет (с нынешних 70,2 года), и снижение смертности, обеспечение 100% детей до 3-х лет местами в детсадах, отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, увеличение средней обеспеченности жильём общей площади на человека до 26,5 кв. м и так далее. Но есть одно условие, необходимое для реализации всех этих благих пожеланий – инвестиции в размере 780 млрд руб. И вот тут есть серьезный вопрос –– откуда планируется взять эти деньги? Стратегия не дает четкого ответа на этот вопрос. Там просто указано, что основные источники – бюджетные средства и частные инвестиции, в пропорции примерно 50/50. Но даже если суммировать все расходы бюджета до 2030 года, то необходимой суммы бюджетных инвестиций не набирается. Не говоря уже о том, что расходы на выплату заработной платы, социальное обеспечение, закупку лекарств не являются инвестициями и их нельзя включать в сумму бюджетных инвестиций. Источники частных инвестиций также не прописаны, но тут есть вероятность, что они обозначатся позже, тогда как цифры расходов консолидированного бюджета прописаны в Стратегии.

No photo description available.

В целом после анализа Стратегии остается чувство, что на самом деле правительство в течении года ничего по существу так и не сделало для развития экономики. Даже не смогло проработать как следует такой чисто бумажный документ, как Стратегия развития. Никто же не требует на данном этапе построить заводы и фабрики. Нужно было просто показать, что Коновалов и его команда понимают работу региональной экономики, понимает в каком направлении и как следует двигаться, что в правительстве есть специалисты, способные стратегически мыслить, анализировать, грамотно презентовать результат своей работы. К сожалению, даже этого мы не увидели. А ведь на основе Стратегии должны быть разработаны государственные программы и план мероприятий по достижению поставленных в стратегии целей. Однако если даже начальный теоретический этап некому реализовать как следует, то кто будет проводить практическую реализацию? На этом фоне обращение Коновалова к общественности за помощью в подготовке Стратегии выглядит бесполезным.

Идей можно внести множество, но если их некому осуществлять, то какой толк от этих идей? Главным предложением тут может быть разве что совет наконец-то реализовать сказанное им самим – «Весь экономический блок уйдет, потому что был неэффективен». Только после кардинального обновления экономического блока можно всерьез говорить о каком-то развитии. Пока же мы видим Стратегию не развития, а отставания».

Новости по теме