Совет жителям Черногорска: Мерзнешь? Пиши начальнику в «личку»!

Дата публикации: 31 октября 2019 года в 21:52.
Категория: Экономика.

Черногорск - это центр угледобычи, но его жители каждую зиму замерзают в своих квартирах. Последняя чрезвычайная ситуация случилась в феврале 2019 года, когда более 200 многоквартирных домов остались без тепла. Что не так с этим городом? И что изменилось этой зимой. Об этом рассказал в интервью на радио «Эхо Москвы» директор Абаканского филиала Сибирской генерирующей компании Андрей Аплошкин.

— ВАША КОМПАНИЯ ЗАШЛА В ЧЕРНОГОРСК ЛЕТОМ 2019 ГОДА, УСПЕЛИ ЗА ПАРУ МЕСЯЦЕВ ИЗУЧИТЬ СИТУАЦИЮ? В ЧЕМ ПРИЧИНА ХРОНИЧЕСКОГО ЗАМЕРЗАНИЯ?

Андрей Аплошкин: В Черногорске две вечные проблемы: перманентное отсутствие угля и крайне неудовлетворительное состояние тепловых сетей — порывы, аварии и прочие неприятные вещи.

Что мы успели сделать? Решили проблему с углем, завезли хорошего качества и в нужном объеме, и начали готовить котельные Черногорска к запуску. По «Центральной» ключевой задачей было восстановить водовод, повреждение которого было выявлено еще в начале лета. До нашего прихода никто эту проблему «не замечал», несмотря на то, что без этого водовода котельная не смогла бы войти в отопительный сезон, так как попросту не было бы исходной воды, которую должна греть котельная. Аврально начали ремонт, чтобы успеть к началу отопительного сезона. Вторую котельную «Южная» тоже реанимируем, состояние у нее существенно хуже, необходим большой объем работ, чтобы она прошла эту зиму. О полном ремонте «Южной» речь вообще не идет, смысла в этом нет никакого, она полностью выработала ресурс.

3173331

— ТО ЕСТЬ С КОТЕЛЬНЫМИ РАЗОБРАЛИСЬ?

А.А.: Да, но главная проблема – тепловые сети – никуда не делась. Это прямо беда-беда, иллюзий быть не должно, наступающая зима для Черногорска простой не будет. Именно из-за износа сетей.

— СКОЛЬКО ИМ ЛЕТ?

А.А.: Треть теплосетей строилась 40 лет назад, 10% — более 50 лет назад. Свой ресурс они давно выработали. С конца июня до текущего момента мы ведем ремонтные работы, устранили уже более 60 порывов, заменили 2800 метров трубопровода.

— НЕ МОГУ НЕ СПРОСИТЬ, ПОЧЕМУ СЕТИ ДОВЕДЕНЫ ДО ТАКОГО СОСТОЯНИЯ? СИБИРЬ, МОРОЗЫ -30, ЛЮДИ БЕЗ ТЕПЛА…

А.А.: Здесь схема работы изначально неправильная. Теплоснабжающие организации, которые были тут до нас, заключали с администрацией договоры аренды муниципальных тепловых сетей, по которому их обязанностью являлось только текущее обслуживание и текущий ремонт сетей. Соответственно в тариф затраты на капитальный ремонт тепловых сетей не включались. Капитальный ремонт по условиям договора был обязанностью администрации города. А мы знаем, какой бюджет у городов, — катастрофически дефицитный. По старой недоброй традиции статьи на ЖКХ урезаются безбожно. Таким образом ремонт сетей регулярно вычеркивался из бюджета и не проводился.

— НА ЧТО НАДЕЯЛИСЬ ЧИНОВНИКИ?

АА: Сегодня все живут на остаточном ресурсе. Надеются, что система какое-то время еще подюжит. Но надежды оправдываются не всегда.

— ВЧЕРА Я РАЗГОВАРИВАЛА С ЖИТЕЛЯМИ ЧЕРНОГОРСКА, У КОТОРЫХ ДОМА НЕТ ТЕПЛА. ТО ЕСТЬ ДО ГРАНИЦЫ ДОМА ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ИДЕТ, НО В КВАРТИРЫ НЕ ПОСТУПАЕТ. СКОЛЬКО ТАКИХ ПРОБЛЕМНЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДЕ?

АА: На сегодня могу сказать, что большая часть города имеет проблемы по причине отсутствия нормальной регулировки гидравлического режима тепловых сетей. Полную диагностику жилого фонда мы не проводили просто потому, что только 1 сентября 2019 года приняли на себя функцию единой теплоснабжающей компании. Но знаем, что каким-то технически не особенно грамотным человеком было принято решение вырезать все элеваторы узлов отопления в домах Черногорска. Элеваторы устанавливают, чтобы контролировать перепад давления, циркуляцию воды. Сейчас по жалобам жителей начинаем обследовать холодные жилища, разбираемся в причинах. Параллельно ведем работы по настройке гидравлического режима, ставим регулировочные шайбы на квартальные теплосети.

3173335

— ТО ЕСТЬ ЧЕРНОГОРЦЫ ПОКА НЕ МОГУТ РАССЛАБИТЬСЯ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО «В ГОРОД ЗАШЛА КРУПНАЯ КОМПАНИЯ, ВСЕ РЕШИТ, ЗИМОЙ НЕ ЗАМЕРЗНЕМ»?

АА: Убеждение, что теперь все будет хорошо, появилось у чиновников: зашла СГК, и жизнь засияла новыми красками, стало здорово и спокойно, теплосети сказочным образом возобновили свой ресурс…

— К ЧЕМУ РЕАЛЬНО НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ?

АА: К трудной зиме. Я постоянно говорю, в том числе и на заседаниях правительства, что легко не будет. Основное преимущество нашего прихода в Черногорск заключается в том, что у компании есть материальные и кадровые ресурсы, чтобы оперативно реагировать на повреждения. Аварии как были, так и будут. Наша задача максимально быстро, не доводя ситуацию до чрезвычайной, постараться их ликвидировать и обеспечить людей теплом.

Другими словами, чудес не ждите, порывы будут, аварии будут. Сети выработали свой ресурс.

— СНОВА ХОЛОД В КВАРТИРАХ?

АА: Ну я надеюсь, что без тепла сидеть не придется. Ремонтные работы зимой мы проводим по одной трубе (либо по подаче, либо по обратке) без полного отключения: в особо сильные морозы ставим дома «на сброс», то есть сбрасываем теплоноситель в канализацию, чтобы циркуляция не прекращалась, и тепло в доме было. Полное отключение зимой – это крайняя степень, чрезвычайная ситуация, если она происходит, то стараемся в 3-4 часа уложиться, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.

— ДАВАЙТЕ ПРО ДЕНЬГИ. КАКИЕ СРЕДСТВА СГК ГОТОВА ИНВЕСТИРОВАТЬ В УБИТЫЕ СЕТИ И ТЕПЛОНОСИТЕЛИ? КАК РЕАНИМИРОВАТЬ СИСТЕМУ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ?

АА: Стратегическая инвестпрограмма предполагает два этапа развития и модернизации. Первый – это концессионное соглашение, которое, я надеюсь, мы до конца ноября подпишем. Оно подразумевает вложения в тепловые сети в черте города с привлечением софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Речь идет о сумме порядка 650 млн рублей, из которых 300 млн готов профинансировать Фонд. Это одна часть инвестплана. А вторая, основная, касается подключения города Черногорска к Абаканской ТЭЦ. Данный этап с неофициальным названием «Труба» со сроком окупаемости 10-12 лет предполагает инвестиции в пределах 3 млрд рублей, из которых 300 млн. пойдет на обновление изношенных тепловых сетей в Черногорске. Но реализация «Трубы» возможна только при переходе Черногорска на долгосрочный тариф по теплу.

3173337

— НАСКОЛЬКО ПЕРЕХОД РЕАЛЕН?

АА: Сегодня мы обсуждаем детали данного перехода с администрацией города. Очень надеюсь, что до конца текущего годы мы согласуем параметры долгосрочного тарифа со всеми участниками процесса и направим в Минэнерго РФ заявку о переходе города Черногорска на новую модель тарифообразования по теплу.

Лично я оптимистично смотрю на перспективы, потому что в текущей ситуации с умирающими котельными Черногорска систему теплоснабжения реанимировать будет крайне сложно. Да, можно оставить все как есть, но тогда тариф нужно сразу существенно поднимать, чтобы котельные функционировали. В случае с подключением к Абаканской ТЭЦ затраты на производство тепла будут существенно ниже, чем при работе котельных, что позволит произвести серьезные вложения в обновление тепловых сетей без взрывного роста тарифа. Уберем старые теплоисточники, реконструируем сети и сохраним приемлемый уровень тарифа. На мой взгляд — это лучший вариант.

— И БОЛЕЕ ЭКОЛОГИЧНЫЙ?

АА: Несомненно! Экология — вообще главный бонус. Смотрите, что будет: мы тянем трубу от ТЭЦ к Черногорску и закрываем все попутные котельные, с их примитивными фильтрами или вовсе без фильтров. Ликвидируем золошлаковые отвалы, подключаем к централизованной трубе частный сектор. Только этими мерами мы обеспечим снижение вредных выбросов в атмосферу на 30%!

Как показали проведенные исследования, в частных печках помимо угля и дров сжигается вообще все, что может гореть, — пластик, резина. При этом печи частного сектора со своими низкотемпературными топками являются основным источником выбросов бенз(а)пирена, страшного яда, который отнесен к веществам первого класса опасности.

В промышленных котельных температура сгорания достигает 1000 градусов и бенз(а)пирен при таких температурах разлагается, по-простому говоря – полностью выгорает. В котельных частного сектора бенз(а)пирен не сгорает. Он выбрасывается в атмосферу, накапливаясь в воде и почве.

— ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ БОЯТСЯ?

АА: Это как вредная привычка, например, курение. Люди понимают, что курить вредно, но продолжают курить. Так же и с печками, ну дымят и дымят, от этого же сразу не умирают. Мы не верим в плохое, все плохое будет потом и не с нами.

— КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСТНЫХ ПЕЧЕК В ЧЕРНОГОРСКЕ?

АА: Да кто же их считал! В Абакане 15 тысяч частных владений, ну в Черногорске может тысяч 7 будет. Города находятся рядом и между ними еще несколько населенных пунктов с частным сектором. В осенне-зимний период вся округа дымит, а когда еще и погода безветренная – вообще беда, все как в тумане.

— ЕСЛИ «ТРУБУ» ОДОБРЯТ, В КАКИЕ СРОКИ ПЛАНИРУЕТЕ ВСЕ ПОСТРОИТЬ?

АА: На реализацию понадобится полтора года. Стартовать реально в феврале 2020 года. Как только мы получим согласие правительства на долгосрочный тариф, начинаем строить.

— ЕЩЕ ДО РЕШЕНИЯ МИНЭНЕРГО?

АА: Да! Мы готовы начать строительство до того, как выйдет постановление федерального правительства о включении в ценовую зону.

— НАСТОЛЬКО НЕ ТЕРПИТСЯ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕРЗАЮЩЕГО ГОРОДА?

АА: СГК не благотворительная организация, но наш бизнес тесно переплетен с интересами населения и экологией. Изначально мы хотим увеличить количество потребителей тепла. Абаканская ТЭЦ загружена сейчас лишь на 37%, лишнее тепло мы утилизируем в градирнях. Если построим трубу, то будем отпускать больше тепла. И попутно решим целый клубок проблем, связанных с экологией, безопасностью и инфраструктурой, которые накапливаются в регионе последние 20 лет.

— ДЛЯ ВАС ЛИЧНО ЧТО ПРИОРИТЕТНЕЙ?

АА: Экология, конечно, это хорошо, но для меня главная проблема — замена железа. Потому что я хочу ночью спать, а не прыгать до трех часов утра по Черногорску, а потом выкладывать в Instagram очередную историю спасения.

— КСТАТИ, У ВАС ОТЛИЧНЫЙ АККАУНТ В INSTAGRAM, ЭТО ОТДУШИНА?

АА: Нет, абсолютно рабочий инструмент. Надо выходить в информпространство и получать информацию напрямую, минуя фильтры в виде подчиненных. За несколько месяцев у меня образовалось 530 подписчиков. В «личке» много обращений, жалоб.

— ЧТО ВЫКЛАДЫВАЕТЕ?

АА: В основном эксклюзив, касающийся нашей работы, так сказать, из первоисточника с мест событий. Например, людям было интересно следить, как мы с тепловизором на квадрокоптере облетаем теплосети в поисках утечек. Кстати, отличная технология, цена вопроса под миллион, но стоит того. 80% информации, полученной с тепловизора, подтверждается.

— ВЕРНЕМСЯ К INSTAGRAM. МНОГО ПОДПИСЧИКОВ ИЗ ЧЕРНОГОРСКА?

АА: Так отсюда в основном и пишут: «Где вода? Где отопление? Когда решите проблему?». Начинаю разбираться. А сколько конкретно подписчиков из Черногорска не знаю, такой анализ не делал.

— САМИ ОТВЕЧАЕТЕ?

АА: Пишу сам, так проще и быстрее.

Открытость — правильная стратегия. Когда начинаешь от ответа уходить, то это вызывает еще больше вопросов и недовольства. Народ сразу думает: ага, значит «совсем все плохо», раз скрывает.

— В ЧЕРНОГОРСКЕ ВЫРОС ТАРИФ НА ТЕПЛО НА 7%, КАК ВЫ ОБЪЯСНЯЕТЕ ЛЮДЯМ ПОВЫШЕНИЕ НА ПАЛЬЦАХ?

АА: Рост тарифа? Да все просто. Не мы поднимаем тариф, поднимает правительство. Справедливости ради надо заметить, что никто не взялся бы готовить город к зиме без увеличения существующего тарифа. Ситуация была безвыходная. Не мы, а нам правительство региона сделало предложение руки и сердца. Спросили: готовы ли вы за эти деньги зайти и начать работать на перспективу? Мы ответили: маловато, но готовы. На перспективу, с учетом дальнейших серьезных проектов мы готовы рискнуть, понести определенные убытки, но уже начать движение по реализации проекта.

А конкретно по поводу денег могу сказать еще короче: тариф поднялся примерно на 7%, это в среднем 100 рублей за 1 гигакалорию. За зиму мы отпустим Черногорску примерно 400 тысяч гигакалорий, это 40 млн рублей. Но только за это лето мы вложили в ремонты более 40 млн!

— СОМНИТЕЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ, ДА...

АА: Очень! Возможно за год мы соберем с потребителей вложенные деньги, а возможно и нет. При этом вложения продолжаются, по одной простой причине – ежедневно возникает 3-4 новых порыва на тепловых сетях, которые мы устраняем. Сколько их еще будет до конца отопительного сезона – точно сказать нельзя, но их будет много, как и финансовых затрат на их устранение. Вот такие алчные монополисты. Обычно после подробных расчётов дискуссия о справедливости тарифа заканчивается. 

Источник: Эхо Москвы

 

Новости по теме