90 лет назад в Хакасии началось «раскулачивание» и репрессии против крестьян

Дата публикации: 3 февраля 2020 года в 09:01.
Категория: Политика.

2 февраля 2020 года исполнилось 90 лет со дня принятия постановления Сибирского крайкома ВКП(б) «О ликвидации кулачества в Сибири», положившего начало массовым репрессиям против крестьян в Хакасии. Исследование кандидата исторических наук Владимира Печерского, посвященное этой теме, опубликовано в сборнике «Очерки истории советской Хакасии (1917-1991 гг.)».

Сигналом к массовому раскулачиванию послужила программная речь Генерального секретаря ЦК ВКП (б)  И.В. Сталина, в которой он призвал перейти «от политики ограничения эксплуататорских тенденций» к «политике ликвидации кулачества как класса». Для отнесения крестьянина к категории «кулаков» было достаточно одного из признаков: систематическое применение наёмного труда, сдача в наём сложных машин или оборудованных помещений, владение заведениями по переработке сельскохозяйственной продукции, занятие предпринимательской деятельностью,  иные «нетрудовые» доходы.  

Причисление крестьян к «кулакам» доверили беднякам. При этом они иной раз руководствовались не требованиями закона, а собственным представлением о том, кто является «кулаком», объявляли таковым из личной мести. Так, на общем собрании бедноты с. Усть-Абаканского 13 февраля 1930 года выявили 24 «кулацких» хозяйства. При этом собрание даже не рассматривало информацию о том, можно ли данное хозяйство отнести к «кулацким», а просто в протокол вносили запись: «имущество конфисковать». В число раскулаченных попали: торговец квасом, мясом, печник, кустарь-колбасник, служащий, сдававший часть дома под квартиру и другие. Человек, объявленный «кулаком», становился изгоем и был обязан поселиться там, где укажут власти, часто в местах не приспособленных для жизни. 

Многие крестьяне отрицательно относились к новой политике государства. Недовольство вызывали чрезмерно высокие налоги, «раскулачивание», насильственные методы коллективизации. Выступали и против аграрной политики. Большинство хакасов не принимали идею сплошной коллективизации, поскольку обобществление скота противоречило традиционному способу ведения хозяйства у коренного населения. Самой распространенной формой протеста был убой скота, предназначенного для конфискации и обобществления.  

Кроме того, колхозы, получив в распоряжение тысячи голов обобществлённого скота, не имели возможности разместить их должным образом. За 1928 – 1934 годы поголовье лошадей, овец и крупного рогатого скота сократилось более чем в два раза. Такого урона животноводству не нанесла даже Великая Отечественная война. 

Колхозы были абсолютно новой формой хозяйствования для крестьян. Их мнение было зафиксировано в словах крестьянина-середняка Индальцова из поселка Шира: «Как не говори, а единолично жить лучше, потому что сам для себя стараешься, а в колхозе кто работает, а кто затылок чешет… Колхоз – это поворот к старому, раньше помещик ничего не делал, а теперь председатель тоже руки в карман и похаживает. Служащие в колхоз не идут, да и что им идти, получают по 150 рублей, едят жаренное и пареное, и вот их почему-то не считают кулаками, а как крестьянин, труженик, так кулак…». 

В 1929-1930 годах в Хакасии было раскулачено 848 хозяйств. 354 «кулацких» хозяйства выслано на север, арестовано 538 «кулаков». В первом полугодии 1931 года в ХАО раскулачено ещё 1376 хозяйств, насчитывавших 5501 человека. Во второй половине 1931 года темпы раскулачивания нарастали. «Кулаков» находили как среди крестьян-единоличников, так и среди колхозников. В течение 1932 года из ХАО на спецпереселение было отправлено ещё 137 «кулацких» семей численностью 607 человек. 

В ходе «Великого перелома» крестьянство утратило экономическую самостоятельность и независимость от государства, а подвергшиеся депортации – еще и личные права и свободы. Это было сплошное беззаконие. Репрессивная политика против советского крестьянства в 1929–1933 гг. была навязана стране И. В. Сталиным и его сторонниками. Именно они, в первую очередь, ответственны за то, что насильственная коллективизация и репрессии носили столь бесчеловечный характер и привели к гибели людей и невосполнимым демографическим потерям. 

Итоги ликвидации кулачества мы ощущаем до сих пор: СССР, потом РСФСР и сегодняшняя Россия ни разу после 1929 года (начала коллективизации) и уничтожения самой трудолюбивой и умной части крестьянства не накормили свой народ собственными сельскохозяйственными продуктами в полном объёме.