Краткий анализ поправок в Конституцию России

Дата публикации: 9 марта 2020 года в 15:20.
Категория: Политика.

Опубликован полный текст поправок в Конституцию Российской федерации, за поддержку или отклонение которых жители страны выскажутся на всеобщем голосование 22 апреля. Перечень поправок занимает 46 страниц. Мы проанализировали текст и сделали краткое резюме по сути предлагаемых изменений.

Полный текст поправок в Основной закон страны был опубликован 7 марта на сайте Госдумы России. Это очень объемный и сложный юридический документ. Поэтому излагаем кратко его главные смыслы. 

В целом: Конституция дорабатывается с учётом того, что стало актуальным за прошедшие десятилетия, плюс некоторый задел на будущее. 

Основные направления:
I. Внешняя политика.
II. Включение новых территорий.
III. Организация особых территорий.
IV. Загон в стойло субъектов РФ и молодёжная политика.
V. Широкий анти-майдан и социальная политика.
VI. Преемственность и укрепление власти.
VII. Вынос части столичного функционала из Москвы.

I. Внешняя политика 

Ст.79 дополняется неисполнением чужих решений, принятых на основе хитровыделанных истолкований договоров. 

Добавлена новая ст.79-1, легитимизирующая действия плана сирийских. 

Новый пункт 69.3 легитимизирует "поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности." 

Ст.71 к ведению РФ добавлено: в "юридический пункт" — "организация публичной власти", в "силовой пункт" — "обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных".

II. Включение новых территорий 

Пункт 81.2 теперь оговаривает возможность избрания Президентом РФ гражданина РФ, проживавшего на включённой в РФ территории. (Правда, кажется, исключает граждан, например, живших на такой территории и в РФ напополам. Представляется недоработкой текущей формулировки.)

III. Организация особых территорий 

Дополнение к 67.1 позволяет создание на территории РФ федеральным законом федеральных территорий, организация публичной власти на которых устанавливается оным законом. "Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности" – Андрей Клишас (председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству).

IV. Загон в стойло субъектов РФ и молодёжная политика 

Изменения в п.132.1: органы местного самоуправления больше самостоятельно не "осуществляют охрану общественного порядка", зато теперь "в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи". 

Поправка в ст.133 ограничивает отсебятину: теперь компенсация дополнительных расходов, возникших из-за федеральных решений, идёт при их выполнении ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ с федеральными органами власти. 

Ст.83.е1: прокуроры субъектов РФ теперь утверждаемы/снимаемы сверху (кроме прокуроров городов, районов и приравненных к оным). 

По ст.72 в совместном ведении РФ и субъектов РФ теперь также находятся сельское хозяйство и молодёжная политика, а также "создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью". 

Согласно 71.е в ведении РФ теперь находится "установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования". 

Новая ст.67-1, п.4: "Дети являются важнейшим достоянием РФ. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения."

V. Широкий анти-майдан и социальная политика 

Красной линией через весь корпус поправок проходит национализация высших должностных лиц через ограничения на вклады и ПМЖ за рубежом. 

Включены в конституцию ряд положений по социалке: пенсии, МРОТ, прожиточный минимум, индексации, адресная помощь... 

Сильно расширены списки утверждаемых/снимаемых сверху должностных лиц. 

В ст.67 добавлена новая часть 2-1, делающая прямо антиконституционными покушения на территориальную целостность РФ. 

П.2 новой ст.67-1 закрепляет "исторически сложившееся государственное единство", а п.3 делает антиконституционным умаление значения подвига народа при защите Отечества и декларирует защиту исторической правды.

VI. Преемственность и укрепление власти 

Члены Совета Федерации переименовываются в сенаторов. 

Расширяются полномочия Совета Федерации в области кадровой политики. 

В Совете создаётся дополнительное "ядро проверенных сенаторов": экс-Президенты — автоматически и пожизненно, а также назначаемые Президентом РФ до 30 сенаторов, из них до 7 — пожизненно (срок полномочий остальных 6 лет). 

Прописывается участие Конституционного Суда РФ в оценке конституционных законов. 

Уточняется порядок работы и роль решений Конституционного Суда. 

Число судей Конституционного Суда РФ сокращается с 19 до 11. 

Для Президентов в отставке вводится пожизненная неприкосновенность и оговаривается порядок снятия оной. 

Для Президента вводится требование проживания 25 лет в РФ или на включённой территории и устанавливается лимит на 2 срока ВСЕГО (по 6 лет каждый). 

Согласно новому п.б1 ст.83 Президент теперь "утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ". 

Новый п.3 ст.110 гласит: "Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ." 

В ст.110.1 к "исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ" добавлено "под общим руководством Президента РФ". 

Ст.113 изменяется порядок работы Председателя Правительства РФ и устанавливается его персональная перед Президентом РФ ответственность за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий. 

Ст.115 изменяется порядок работы Правительства РФ: как и для Председателя оного, распоряжения и поручения Президента для Правительства теперь также обязательны к исполнению (а не только указы).

VII. Вынос части столичного функционала из Москвы 

Дополнение ст.70.2: "Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом."

Источник: Eu M /Афтершок

Новости по теме