Лидеры золотодобывающей отрасли России просят власти страны срочно решить проблемы ОЗУ

Дата публикации: 6 ноября 2020 года в 16:49.
Категория: Экономика.

Союз старателей России, в который входят целый ряд крупных золотодобывающих предприятий, официально обратился в Госдуму России с настоятельной просьбой устранить застарелую правовую коллизию, связанную с особо защитными участками леса (ОЗУ). Золотодобытчики утверждают, что предложенный ими способ решения проблемы ОЗУ позволит «увеличить добычу золота в стране на 25—30%».

Без золота и денег

Председатель Союза старателей России Виктор Таракановский направил в парламент предложение решить наконец правоприменительные проблемы с ОЗУ, что позволит «увеличить добычу золота в стране на 25—30 процентов». Кроме того, по оценке недропользователей, в этом случае «бюджетная система России может получать дополнительные 15 млрд рублей налогов на добычу полезных ископаемых ежегодно».

«Увеличение же добычи золота позволит поддержать экспортную торговлю данным драгоценным металлом, что в условиях нестабильных цен на углеводороды и снижения курса российской валюты позволит компенсировать часть выпадающих от экспорта углеводородного сырья доходов», - говорится в обращении, направленном на рассмотрение депутатов Госдумы,

Как сообщает издание «Бизнес газета», Виктор Таракановский обратил внимание законодателей на то, что решать проблему с особо защитными участками леса необходимо ещё и потому, что «нельзя допустить ликвидации золотодобывающих предприятий, которые дают стране более 80 тонн драгоценного металла в год, нельзя допустить сокращения нескольких десятков тысяч рабочих мест».

Сегодня есть реальная опасность «ухудшения социально-экономического положения жителей золотодобывающих посёлков нашей страны, особенно в Дальневосточном регионе» - подчеркивает Председатель Союза старателей России.

Завершается же его письмо ключевой просьбой: «Просим вас оказать содействие в корректировке распоряжения Правительства Российской Федерации»

Что же это за распоряжение и почему его нужно корректировать? Почему ситуация с ОЗУ настолько болезненна для государства, для отрасли, и для жителей ДФО? Истина, как обычно, в деталях. 

Замкнутый круг 

Любое золотодобывающее предприятие добывает металл на основании лицензий, которые приобретаются на аукционах за десятки, а порой и сотни миллионов рублей. Причём очень важно, что этот документ даёт не только право на золотодобычу, но и обязывает старателей вести отраслевую деятельность. В противном случае надзорные ведомства могут обвинить недропользователя в нарушении лицензионного соглашения и отобрать у него лицензию. Такие случаи не редкость. При этом в самой лицензии не обозначено никаких ограничений по территориальному признаку. То есть раз государство продало этот документ, значит, оно гарантирует, что работать можно беспрепятственно. С соблюдением норм закона, разумеется. Но ни о каких стоп-факторах, связанных с особо защитными участками леса, там и речи не идёт!
 
Нет ОЗУ ни в Лесном, ни в Водном кодексах Российской Федерации. А ведь именно кодексы — это основные правоустанавливающие документы. Не прописаны ОЗУшные запреты и в ФЗ «О недрах». Казалось бы, какие могут быть ограничения, связанные с ОЗУ? 
 
А вот какие: в 2013 году Правительство РФ приняло распоряжение № 849-р «О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов». И только в этом единственном (!) документе содержался запрет на добычу золота в долинах рек на основании того, что она ведётся на территории ОЗУ. Это фактически ставит крест как на россыпной, так и на дражной добыче, ведь драгметалл в безводной пустыне не добывается. 
 
Как появилось на свет это правительственное распоряжение, кто его готовил, а самое главное, кто лоббировал, сейчас уже не важно. Суть в другом: на основании документа, который явно противоречит Лесному и Водному Кодексам РФ, а также Закону «О недрах» и множеству других ключевых нормативных актов, недропользователям не дают нормально работать. Есть в этой связи и другие проблемы, о которых и говорил Виктор Таракановский. 

Решение — на поверхности 

 
Для решения проблем, связанных с нормативно-правовыми актами, требуется вносить изменения или дополнения в эти нормативно-правовые акты. Банально, но факт. А что делать в случае с ОЗУ, которые никакими законами не предусмотрены?
 
На этот вопрос отвечает заместитель председателя Союза старателей России Павел Луняшин:
 
— Ни в Лесном и Водном кодексах, ни в ФЗ «О недрах», ни в других федеральных законах ничего менять не нужно, поскольку ни в одном из них об ограничениях, связанных с ОЗУ, и слова нет. Так что не надо огород городить — всё дело только в распоряжении правительства № 849-р. Я уже как-то говорил, что в этом документе допускается ведение отраслевой деятельности (фактически на территории ОЗУ) для нефтегазовых компаний. Интересная избирательность, не правда ли? Очень показательная. Но, увы, у золотопромышленников нет таких лоббистских возможностей. А проблема есть. Поэтому выход из проблемной ситуации на поверхности — внести дополнение в распоряжение Правительства РФ № 849-р, в котором следует приравнять золотодобытчиков к представителям нефтегазовой отрасли и, соответственно, разрешить им работать на территории ОЗУ, в рамках лицензий. По сути, в документе достаточно заменить всего несколько слов и чётко прописать возможность работы недропользователей «на особо защитных участках лесов». И всё! Проблема будет решена. Страна получит дополнительные объёмы золота, а государство — дополнительные налоговые поступления.
 
Также хотелось бы подчеркнуть крайне важный момент — внести изменения в распоряжение правительства довольно просто. Значительно проще, чем менять тот же Лесной кодекс РФ. Ну а польза для всех очевидна. 

Год простоя

Ситуация с ОЗУ актуальна не только для Забайкалья, но для всех дальневосточных золотодобытчиков.
 
Так, гендиректор ООО «Россыпи Дальнего Востока» (Хабаровский край) Валерий Степаненко обозначил суть вещей следующим образом:
 
— Мне совершенно непонятно, как распоряжение правительства по своему правовому статусу может стоять над Лесным кодексом РФ, над Водным кодексом РФ, над ФЗ «О недрах»? Это же нонсенс! Любое распоряжение или постановление — всего лишь подзаконный акт, но в случае с особо защитными участками леса он приобрёл формат закона. И факт остаётся фактом — из-за ОЗУ работать мы не можем. Приведу в качестве примера непосредственно наше предприятие. Лицензионный участок ООО «Россыпи Дальнего Востока» на 70% входит в ОЗУ — так получилось. И уже почти год мы не можем оформить соответствующую документацию на вырубку леса для начала добычных работ. То есть не можем получить обязательную в таких случаях лесную декларацию, поскольку департамент лесного хозяйства Хабаровского края нам её не выдаёт как раз со ссылкой на ОЗУ. В итоге мы решили все правовые вопросы, связанные с землёй, однако начать вырубку леса не можем — нет у нас таких прав. Вот и получается — лицензия на руках, документооборот в порядке, а работать возможности не имеем. Абсурд!
 
Так что ситуация с особо защитными участками леса требует незамедлительного решения. В первую очередь в части изменений в распоряжение правительства № 849-р. Этот нормативный акт должен быть приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ. Думаю, при определённых усилиях и государственной воле изменения могут быть внесены достаточно оперативно. 
 
С аналогичными проблемами сталкиваются многие отраслевые компании. На ОЗУ жаловались специалисты таких предприятий, как ООО «Восточная ГРЭ», ПАО «Ксеньевский прииск», ООО ПК «Кварц», ООО «Газимур», ООО «Россыпи Дальнего Востока»… Перечень можно продолжить. Между тем ОЗУ и ныне там. Хотя решение лежит на поверхности — изменение в распоряжение правительства № 849-р, которое может состоять всего из нескольких слов, прямо разрешающих недропользователям работать «в особо защитных участках леса».

Не можно, а нужно  

 
Кстати, о кодексах. Специалисты не раз подчёркивали: Лесной кодекс РФ (пункт 2 части 1 статьи 21) прямо разрешает вести золотодобычу в лесах: «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для разработки месторождений полезных ископаемых». И даже в зоне ОЗУ сплошные рубки разрешены, коль скоро речь идёт «о создании необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов»
 
Скажем больше: Водный кодекс РФ также недвусмысленно разрешает добывать золото, в том числе и в водоохранных зонах. В пункте 8 части 15 статьи 65 ВК РФ говорится: «В границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых (песка, глины, гальки, гравия, известняка и других), за исключением случаев, если разведка и добыча осуществляются пользователями недр, осуществляющих разведку и добычу иных видов полезных ископаемых (то есть золота в первую очередь) в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утверждённого технического проекта…»
 
Что же касается границ горных и (или) геологических отводов, то соответствующие работы регламентированы Федеральным законом «О недрах». 
 
То есть и ЛК РФ, и ВК РФ, и ФЗ «О недрах» не только не запрещают, а непосредственно разрешают (!) недропользователям добывать золото на территориях ОЗУ. И это, акцентируем ещё раз, правообразующие нормативные акты!
 
Однако распоряжение Правительства РФ № 849-р (подзаконный акт!) их перечёркивает. Действительно, полный абсурд.
 
Причём абсурд крайне опасный, способный уничтожить россыпную золотодобычу. Совершенно очевидно, что данное распоряжение необходимо корректировать уже в самое ближайшее время, иначе последствия могут быть необратимыми.
 
Это, кстати, официально признал и бизнес-омбудсмен Борис Титов, который ещё в начале 2020 года обратился в Минприроды России с просьбой разобраться в ситуации с ОЗУ. И словно в подтверждение его позиции через несколько месяцев Московский арбитражный суд удовлетворил иск ПАО «Ксеньевский прииск» (это один из лидеров россыпной золотодобычи) к Рослесхозу, признав: в государственный лесной реестр были заложены недостоверные сведения об ОЗУ, что не позволило компании и её подрядчикам работать на законно оформленных лицензионных участках.
 
Решение московского арбитража свидетельствует — судьи внимательно вникают в проблемы горнопромышленного рынка. Хотя специфика этой отрасли достаточно сложная, там есть множество подводных камней. Однако суд не стал принимать формальное решение по принципу «государственный орган (в этом случае — Рослесхоз) прав только потому, что он государственный орган».
 
Нет, московский арбитраж разобрался в ситуации и вынес решение в пользу старателей. Тем самым восстановив справедливость и закон. А одновременно поддержав крайне нелегкий старательский труд.
 
Это вселяет уверенность — горнопромышленная отрасль может и в дальнейшем развиваться динамично, ведь коль скоро право в России первично — значит, всё будет хорошо. 
 
Ещё момент… Некоторые чиновники говорят, что для решения проблемы ОЗУ горняки могут переводить земли лесного фонда в земли иных территорий. Да, теоретически это возможно. Но именно теоретически, поскольку процесс занимает чрезвычайно продолжительное время. Минимум год, и это при очень хорошем раскладе, что нередко по срокам полностью противоречит требованиям тех же технических проектов освоения месторождений. И это ещё одна беда недропользователей. 

Всё одинаково 

Проблема с особо защитными участками леса носит общий характер и касается всех золотодобытчиков. Так, гендиректор НКО «Ассоциация золотопромышленников Амурской области» Валерий Паршинков тоже подтвердил это:
 
— Всё и везде у нас одинаково, и проблема с ОЗУ в Приамурье, действительно, существует. Конечно, это негативно сказывается на деятельности отраслевых предприятий. А ведь многие из них являются градообразующими в своих населённых пунктах. И у нас, и в Забайкалье, и на Колыме, и в Якутии, и в Хабаровском крае, и в Иркутской области есть немало посёлков, где иной работы, кроме золотодобычи, просто не существует. Страшно даже представить, что будет, если такие компании прекратят свою работу. Но и небольшие предприятия также нередко оказываются одними из немногих работодателей и налогоплательщиков в своих районах, поскольку золотодобыча — одна из основ экономики ДФО. Да и социальной сферы тоже, ведь все профильные структуры имеют соглашения о социальном партнёрстве с местными администрациями. Они вносят серьёзный вклад в поддержку отдалённых территорий. Разумеется, проблемы недропользователей необходимо решать — во благо всей страны. 
 
Все признают, что проблему решать надо. Причем изменить распоряжение Правительства РФ № 849-р следует уже в ближайшее время. 
 
Руководители Союза старателей России и большинство участников рынка подчеркивают — в этом вопросе действовать нужно максимально быстро, иначе Дальний Восток в целом и золотодобывающую отрасль ждут большие социально-экономические неприятности. А это катастрофа. Особенно в условиях, когда золото остаётся чуть ли не единственным ресурсом со стабильно высокими мировыми ценами, то есть ресурсным базисом России. 

Новости по теме