Олег Волин: традиции русского купечества оказались востребованы в современных реалиях

Дата публикации: 12 ноября 2020 года в 23:10.
Категория: Экономика.

Олег ВолинОлег Волин

Глобализация, которая обеспечила экономический рост многих стран на рубеже 20-21 веков, принесла человечеству не только блага. У глобализации обнаружилась и темная изнанка. Финансовые и промышленные транснациональные корпорации подминают под себя все больше секторов экономики множества государств без учета региональных и особенностей. Это приводит к обезличиванию товаров и услуг. Все и везде становится одинаковым.

В результате национальные экономики начинают терять свою аутентичность, подсаживаясь на иглу зарубежных финансовых вливаний. 

Главной потребностью людей всегда являлось продовольствие. Человек может обойтись без многих товаров, но без еды ему не выжить. Поэтому количество, качество и доступность (то есть относительно низкая цена) на продовольствие – это основной индикатор общественного благополучия и социальной удовлетворенности. В стрессовых условиях, вызванных пандемией коронавируса, не все участники потребительского рынка смогли адаптироваться к новым условиям. Многие сворачивают или уже свернули свою деятельность. Но есть и такие, кто устоял и масштабирует свою активность, тем самым подтверждая правило: кризис это не только потери, но и новые возможности. 

О своей работе в условиях «новой коронавирусной реальности» рассказал журналу «Профиль» бизнесмен-практик Олеге Волин, реализовавший успешный проект ТЦ «Петровский». По оценкам экспертов продовольственного рынка, его детище торговый центр «Петровский» успешно прошел через первый кризис потребительского спроса весной этого года. А сегодня, во время второй волны ковида, тоже демонстрирует неплохие показатели. 

Экономика

КАК ПОЙМАТЬ ВОЛНУ 

В беседе с журналистом Волин сразу отверг везение, как существенный фактор для успеха дела.

Когда бизнесмена спросили: «Не страшно ли ему было в 2011 году открывать огромный торговый центр «Петровский» на Новорижском шоссе фактически в чистом поле»?, - Олег Волин ответил, что какое-то волнение было, но он опирался на точный расчет, создавая торговый центр в нужное время в нужном месте. 

- Открытие ТЦ «Петровский» совпало с моментом, когда на местах началась массовая реализация постановления федерального правительства о закрытии нестационарных торговых объектов. Поэтому как раз тогда в окрестностях были закрыты все контейнерные рынки и прекращена торговля в некапитальных строениях. При это ТЦ «Петровский» возводился в соответствии со всеми новыми требованиями к торговым площадкам. 

То есть Центр возник именно в расчете на резко меняющийся формат и способы торговли и, как следствие неизбежную «зачистку» поляны от тех, кто не был готов встретить новую волну. 

Олег Волин эту волну не только встретил во всеоружии, но и оседлал, как серфер. 

- Что касается покупателей, гостей, а теперь уже друзей «Петровского», то я благодарен им за то, что они по достоинству оценили объект, в котором воплотились все мои идеи. В первое время посещаемость была около 1000 человек в день, сейчас больше 5000, - рассказывает предприниматель. И тут же подчеркивает, что пятикратный рост числа клиентов, а самое главное - превращение их из «гостей» в «друзей» и есть его главная гордость. Поскольку такой результат — это уже не просто следствия «попал в нужное место в нужное время», но воплощение его собственной бизнес-модели. 

За лояльность покупателей борются все, но вот добиться такой лояльности удается немногим. Олегу Волину — удалось. 

СЛОВО ЧЕСТНОЕ, КУПЕЧЕСКОЕ 

- Моя бизнес-модель предполагает следование дореволюционным предпринимательским традициям. Но не слепое их копирование, а творческое и современное переосмысление, - говорит Волин 

– Русский купец всегда был порядочным человеком. Жулики и обманщики – это исключение. Заключать сделки на бумаге и подписывать договоры начали только в конце XIX века. Честное имя торговца подтверждалось годами и дорого стоило. Купеческие фамилии существовали по нескольку веков, вызывая признание и уважение. Выезжая на ярмарку, никто не брал с собой кассовый аппарат и книгу жалоб. Жизнь все расставляла по своим местам. Мой торговый центр построен по образцу русской ярмарки: каждому товару – свой павильон, каждому покупателю – свой продавец. Доверие между людьми рождается только во время непосредственного общения. Продавцы-арендаторы стоят перед витринами и лично встречают гостей-покупателей. В этом – залог успешной торговли и особых отношений между торгующим и покупающим. 

Олег Волин подчеркивает: 

- Успех бизнеса зависит не только от денежных вливаний и уж точно не от западных «методичек для успешных менеджеров». Главное – это командный дух, идея, которая близка всем сотрудникам и соратникам. Мне всегда было важно, чтобы меня понимали. Я пытался донести своей команде не сроки строительства и внешний вид будущих объектов, а структуру взаимоотношений во время реализации проекта и потом, во время эксплуатации. 

Самое страшное – это когда предприятие превращается в кладбище талантов, собрание инертных и утомленных сотрудников. Команда, которая живет мыслями своего руководителя, может очень многое и дорого стоит. 

КОРОНАВИРУС - НЕ ЧУМА И НЕ КОНЦ СВЕТА

Олег Волин признает, что пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием и для его бизнеса. Причем потери он понес из-за серьезных перемен в миграционных потоках:

У моих специалистов есть интересное наблюдение: весной падение спроса было обусловлено за счет сокращения количества рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Раньше бригадиры гастарбайтеров самостоятельно производили закупки. Сейчас наблюдается обратная тенденция – поток покупателей начинает восстанавливаться за счет притока более квалифицированной рабочей силы из регионов России. 

В ближайшее будущее создатель ТЦ «Петровский» смотрит с оптимизмом:

- Мы прогнозируем рост притока покупателей в ТЦ после завершения ковид-сезона за счет повышенного спроса на загородную недвижимость и увеличения загородного индивидуального строительства. Во всем есть свои плюсы, - отмечает Волин. 

И ему не нравится внезапно ставший модным термин «новая реальность для бизнеса», с помощь которого сейчас многие пытаются объяснить и оправдать все, что можно и все, что нельзя. Олег Волин уверен — пандемия ничего особо не изменила, поэтому нет никакой «новой реальности». 

– На мой взгляд, сегодня не надо придумывать какой-то свой особый стиль управления. Ничто не ново под Луной, достаточно вспомнить, что в мировой истории были и более страшные эпидемии, а Россия уже не раз находилась под санкциями западных партнеров, в итоге все пережили. Руководителям не стоит паниковать и терять контроль над ситуацией. Ответы на вызовы новой реальности надо находить в собственных ресурсах, надеясь только на свои силы, - резюмирует предприниматель-практик Олег Волин.

Новости по теме