Генеральный конструктор АМНТК «Союз» Мкртич Окроян рассказал, как сегодня создают авиадвигатели

Дата публикации: 2 декабря 2020 года в 20:10.
Категория: Экономика.

Мкртич Окроян © / Светлана Постоенко / Из личного архиваМкртич Окроян © / Светлана Постоенко / Из личного архива

Мкртич Окроян уже 20 лет является генеральным конструктором легендарного АМНТК «Союз», где были разработаны 75% отечественных авиадвигателей и потому точно знает, что нужно делать, чтобы продолжать обеспечивать российскую авиацию лучшими в мире двигателями.

АМНТК расшифровывается, как: Авиамоторный научно-технический комплекс. В 1943 году постановлением Госкомитета обороны № 2916 был создан «Опытный завод №300». С него началась история ОАО «АМНТК «Союз», мирового лидера в разработке турбореактивных двигателей, и первого на планете по количеству двигателей, произведенных по его чертежам. «Союз» - великая история и гордость сегодняшней России. 

Но советского наследия уже мало для конкуренции в XXI веке, - убежден генеральный конструктор предприятия Мкртич Окроян. О своем видении ситуации в ключевой для страны, стратегической отрасли он рассказал изданию «Аргументы и Факты»

«Наследие, которое мы получили от Советского Союза, имеет огромное значение, на нем основано все производство авиадвигателей в стране, — объясняет Окроян. — Но в современном мире, где бурно развивается электроника и технологии беспилотного управления, для успешной конкуренции и укрепления обороноспособности страны необходима широкая межотраслевая интеграция»

До прошлого года отрасль с задачами справлялась

Разработка авиадвигателей — сложнейший, наукоемкий процесс, требующий усилий уникальных специалистов, вложения больших денег и временных затрат. Это подтверждается тем, что на сегодня в мире только три страны способны выпускать двигатели последних поколений — США, Великобритания и Россия. А вот Китай, даже набрав огромную экономическую и финансовую мощь, до сих пор не способен ни создать свои, ни даже полноценно копировать российские или американские авиадвигатели. Точнее сказать - копии российских реактивных моторов китайцы делают, вот только ресурс у них получается в 10 раз меньше оригинала, да и все остальные параметры значительно хуже. 

По оценке Мкртича Окрояна, вплоть до прошлого года отечественным авиастроителям в целом удавалось удовлетворить потребности экономики и вооруженных сил страны. Но сейчас, чтобы идти дальше, необходимы новые двигатели — а с их производством возникают затруднения.

«Проблема в том, что большинство конструкторских бюро занимается модернизацией уже существующих разработок, — рассказывает генеральный конструктор. — Они не могут предложить новые типы продукции, потому что не располагают достаточным уровнем компетенции для прорывных разработок».

Это привело к тому, что серийные заводы, изготавливающие сейчас пусть сильно усовершенствованные и «долизанные» до блеска, но исходно еще советские двигатели 1970/80-х годов, сегодня начинают терять прибыли. Их продукция уже начинает отставать по характеристикам, комплектации, агрегатной базе, электронике и другим важным параметрам — и с годами это отставание будет нарастать.

Поэтому стране жизненно необходим прорыв в сфере двигателестроения. «В первую очередь это важно в разработках для ВПК», — уверен Мкртич Окроян. 

Разработки есть, но их нужно довести до серийного производства

В начале 1990-х годов отечественные конструкторы создали целый ряд прототипов новых двигателей, которые по экономическим и политическим причинам не пошли в серийное производство. Сам Мкртич Окроян пришел на «Союз» в 2000 году и застал легендарное предприятие в сложном положении: заказов от авиастроителей тогда почти не поступало, долги по зарплате были огромными, и уникальный коллектив, состоящий из конструкторов и виртуозных специалистов опытного производства — был на грани распада. В результате неимоверных усилий и и больших вложений предприятие, а главное - его команду — удалось спасти и сохранить. Но вот прорывные конструкторские разработки, сделанные в те сложные времена, остались под сукном и без воплощения «в железо».

Сегодня же речь зашла о налаживании серийного производства тех двигателей — поскольку даже 30 лет спустя их характеристики все еще далеко опережают все, что сегодня представлено на мировом рынке.

«АМНТК «Союз» никогда не занимался модернизацией, — подчеркивает генеральный конструктор. — Здесь всегда ставили и решали новые задачи. И сегодня авиастроители обращаются к нам за разработками, сделанными в 1990-х годах. Они до сих пор актуальны и востребованы. Главное — организовать производство»

Будущее — за производственными вертикалями 

Мкртич Окроян является не только генеральным конструктором «АМНТК «Союз», но параллельно много лет руководит Балашихинским литейно-механическим заводом — ведущим предприятием отечественной авиационной отрасли. Он провел БЛМЗ через лихие годы перестройки, защитил от банкротства, а сейчас возродил в Балашихе производство широкого спектра авиационных колес. Окроян уверен, что завод может стать производственной базой для выпуска новых двигателей, разработанных на «Союзе».

«Балашихинский завод имеет большие технологически-производственные мощности, изготавливает огромную номенклатуру деталей для авиастроения, — поясняет Окроян. — На этом заводе можно выпускать и новейшую авиастроительную продукцию в экспериментальных и опытных масштабах», - говорит он.

В конструкторском портфеле АМНТК «Союз» имеются модельные ряды малоразмерных, двухконтурных двигателей, позволяющих придавать передовые характеристики региональным самолетам типа ИЛ-112, ИЛ-114. Эти моторы по мощности на 20-30% превосходят те, которые сегодня считаются лучшими для применения на воздушных судах такого класса.

«У нас бывают главные конструкторы авиационных корпораций и мы видим их огромную заинтересованность в такой продукции, — рассказывает Окроян. — Но к сожалению, выпускать серийные образцы мы еще не готовы. Для этого нужно увязать в одну вертикаль КБ и производство. Я убежден, что будущее авиационной отрасли — за производственными вертикалями»

Чего хочет получить отечественная авиация 

Среди самых интересных для отечественных авиастроителей двигателей «Союза», которые можно будет запустить в серию — моторы для вертолётов «Ансат», Ка-62, Ка-226-Т. Не менее востребован новый двигатель для вертолётов среднего типа (МИ-17, МИ-34) с мощностью, в 1,5-2,5 раза превосходящей имеющиеся сегодня образцы. Также российской авиации позарез нужны свои, «доморощенные» моторы для среднемагистральных воздушных судов. Поскольку новые самолеты такого класса у нас уже созданы, но комплектовать из приходится импортными двигателями. А в ситуации, когда «заклятые партнеры» вводят против нашей страны все больше санкций — полагаться на поставки из-за рубежа категорически нельзя.

При этом разработанный на «Союзе» в 2000-х годах газогенератор мощностью 30 МВт с КПД 38% до сих пор не имеет аналогов в России. А ведь именно такой газогенератор является ключевой основой для авиадвигателей самых остро необходимых сегодня типов.

«Мы можем гордиться разработкой двигателя, который обеспечивает высокую мощность при большой экономии материала: один компрессор — ступень, одна турбина — ступень. В мировой практике подобное конструкторское решение сейчас только появляется, а у нас такой двигатель уже есть, — объясняет генеральный конструктор АМНТК «Союз». — Но чтобы мы могли реализовать разработки, в которых заинтересованы авиастроители, нам необходима помощь от финансовых и экономических государственных структур. Для производства передовых, конкурентоспособных двигателей необходимо серьезно проработать вопросы производства агрегатов, создать электронно-цифровую систему управления двигателем (ЭСУД) с полной ответственностью, без которой немыслим передовой двигатель завтрашнего дня. Все это требует серьезной государственной поддержки, потому что нацелено на рост российской экономики и обороноспособности», - настаивает Мкртич Окроян.

Соединение конструкторских бюро и средних заводов необходимо, чтобы никогда не повторилась ситуация 1990-х — когда из-за отсутствия госзаказов закрывались лишенные производственной поддержки КБ, рассеивались научные кадры, а развитие отечественного двигателестроения находилось в полной зависимости от иностранного капитала.

«Спрос на техническую продукцию цикличен, поэтому так важна связка мощного конструкторского потенциала и реального производства, — убежден Мкртич Окроян. — Нам необходимо развивать при КБ собственные производственные мощности и выпускать передовые двигатели, которые помогут России с успехов конкурировать на мировой арене даже в самые политически и экономически непростые периоды».

Новости по теме