Парламент Хакасии отклонил протест прокурора и повторно утвердил бюджет с незаконным размером дефицита и госдолга

Дата публикации: 27 января 2021 года в 15:51.
Категория: Политика.

В Хакасии состоялась сессия регионального парламента, на которой рассматривался протест прокурора на незаконные параметры бюджета региона на 2021 год. Депутаты отклонили протест, оставив в бюджете дефицит и размер госдолга выше максимально разрешенных законом. Также была отклонена прокурорская претензия к необоснованному завышению плановых доходов казны.

Напомним, серьезные претензии к Бюджету Хакасии на 2021 год возникли еще на стадии его обсуждения. Разработанный кабмином Коновалова документ подвергался жесткой критике со стороны руководителей муниципалитетов и самих депутатов, которые указывали на явную «дутость» записанных доходов и несправедливое распределение расходов, когда зарплата республиканским чиновникам заложена на 12 месяцев, а жалованье бюджетникам в районах — только на восемь месяцев. 

За «умность» и «правильность» бюджета горой стоял только Председатель профильного комитета парламента Олег (Альбертыч) Иванов. Достоверность всех цифр он готов был подтвердить своим прямым взглядом, горячим сердцем и медицинской справкой. Но депутаты хотели еще каких-то доказательств и грозились завалить бюджет на голосовании. 

Но тут с горы медленно спустился 81-летний Спикер Верховного Совета Владимир Штыгашев и отрегламентил все стадо. Лично Штыгашеву бюджет очень нравился. Может потому, что в нем была заложена прибавка его персональной зарплаты на миллион с лишним рублей. Поэтому на бюджетной сессии Штыгашев не дал никому слова — требовал «голосовать, а потом разберемся». 

Видимо перед сессией была проведена еще и индивидуальная работа с депутатами. В итоге при голосовании большинство народных избранников покорно нажали кнопки «за». За утверждение проекта проголосовали 35 законодателей, 7 были против и 2 воздержались. 

«Одобрямс» документу кабмина сказали не только фракция КПРФ (что понятно), но и ее якобы главный оппонент — «Единая Россия». Воздержались или голосовали против только независимые депутаты и ЛДПР. 

Депутаты приняли закон о бюджете в окончательном чтении 9 декабря. А 17 декабря документ подписал глава Хакасии Валентин Коновалов.

Однако все дыры и прорехи в бюджете, на которые закрыли глаза депутаты, заметили в Прокуратуре. И надзорники потребовали отменить неправильный документ и привести его в соответствие с федеральным законодательством. 

И.о. Прокурора Хакасии Денис Стонт 22 декабря направил спикеру Верховного Совета Владимиру Штыгашеву официальный Протест на Закон от 17.12.2020 №88-ЗРХ «О республиканском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». 

В документе, копия которого имеется в редакции «АИС», изложены следующие претензии к бюджету. 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ПРЕВЫШЕН

Надзорники установили, что в бюджет 2021 года заложено превышение расходов над доходами (дефицит) в размере 19%, что противоречит Бюджетному Кодексу России, устанавливающему предельный дефицит в размере 15%. 

ДОХОДЫ ЗАВЫШЕНЫ И НЕРЕАЛИСТИЧНЫ

Кроме того, по мнению прокуратуры, доходная часть республиканского бюджета необоснованно завышена, тогда как ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ требует соблюдения принципа достоверности бюджета и реалистичности расчетов его доходов и расходов. 

С реалистичностью в Бюджете Хакасии на 2021 год все плохо. Прокурор указывает на то, что в бюджете записаны доходы от налога на прибыль организаций в размере 10 млрд 645 млн 897 тыс. рублей, что не соответствует прогнозу Управления Федеральной налоговой службы по РХ и заключению Контрольно-счетной палаты республики о поступлении данного налога в размере 4 млрд 112 млн 236 тыс. рублей. То есть завышение доходов в бюджете составляет более 6,5 млрд рублей. 

Таким образом, утвержденные законом о бюджете сборы по налогу на прибыль невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов, что фактически увеличивает и без того недопустимый дефицит республиканского бюджета на 2021 год. 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР ГОСДОЛГА ПРЕВЫШЕН НА 3 МЛРД РУБЛЕЙ

Еще одним серьезным нарушением законодательных норм стало превышение верхнего предела государственного долга.

В соответствии с п. 4 ст. 107 Бюджетного Кодекса РФ объем госдолга субъекта РФ не должен превышать годовой объем собственных бюджетных доходов субъекта. 

Однако размер госдолга Хакасии в 2021 году утвержден в размере свыше 27,6 млрд рублей, тогда как объем собственных бюджетных доходов Хакасии установлен в размере чуть больше 24,5 млрд. 

То есть предельный размер госдолга превышен больше чем на 3 млрд рублей. И это даже без учета заведомой «надутости» доходов.

В связи с серьезными нарушениями, выявленными в Законе №88-ЗРХ «О бюджете Хакасии на 2021 год», и.о. Прокурора Хакасии Денис Стонт потребовал:

«На ближайшей сессии рассмотреть протест и привести закон о бюджете Хакасии на 2021 год в соответствие с требованиями федерального законодательства». 

ЗАЖМУРИЛИСЬ И ОСТАВИЛИ ВСЕ, КАК ЕСТЬ

Сессия, на которой рассматривался протест прокурора, состоялась в среду, 27 января. Еще до нее стало понятно, что возражения прокуратуры будут «валить».

По итогам состоявшегося 13 января Президиуме парламента было объявлено, что верхушка заксобрания не видит причин для волнений, так как указанные прокуратурой нарушения якобы не являются таковыми из-за некоторых хитрых нюансов.

К примеру, превышение бюджетного дефицита допустимо за счёт антикоронавирусных мероприятий (!), а заложенные в доходы сборы налога на прибыль в размере 10,6 млрд рублей — это не фантастика, а корректная сумма, которую республика вполне может получить от организаций. 

В частности, президиум Верховного Совета считает, что превышение размеров максимально допустимого бюджетного дефицита и размеров госдолга можно подвести под статью «антиковидного» Федерального закона № 327-Ф3, принятого осенью 2020 года. По нему регионам разрешается превышать допустимые пределы дефицита и госдолга в случаях, когда средства планируется направить на борьбу с пандемией.

Из такой логики следует, что в 2021 году Хакасия направит 902 миллиона «дефицитных» рублей на борьбу с COVID-19, и ещё 3 миллиарда на эти же цели — из сумм госдолга! 

Как правительство распорядится такими внушительными средствами — а это более 4 000 000 000 рублей — в борьбе с пандемией — загадка. В принципе, на эти деньги каждому жителю Хакасии можно купить по индивидуальному автомобилю «скорой помощи». 

Президиум отмахнулся и от другого пункта прокурорского протеста, касающегося вписанных в доходы бюджета 10,6 млрд рублей налога на прибыль. Надзорный орган считает этот показатель заведомо невыполнимым. Не соответствующим принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов.

Но руководство республиканского парламента уверено, что собрать 10,6 млрд рублей налога на прибыль вполне возможно. Потому, что… такой прогноз одобрен губернатором и правительством Хакасии. А им надо просто верить. Поскольку Валентин Коновалов и его кабмин всеведущи, всемогущи и непогрешимы. Это же все знают. 

Поэтому на сессии 27 января произошло то, что ожидалось. Под тяжелым взглядом спикера Владимира Штыгашева депутаты покорно проголосовали за отклонение прокурорских претензий. За это проголосовало 34 депутата, 4 были против и 8 воздержались.

А формулировку решения озвучил все тот же неуемный Олег (Альбертыч) Иванов. Приводим его выступление полностью:

Коллеги, что касается протеста по бюджету. Однако необходимо отметить следующее.

Дефицит республиканского бюджета на 2021 год утвержден в сумме 4 580 069 тыс. рублей, что составляет 18,68 процента, то есть превышает ограничение размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на 3,68 процента, или на 902 171,9 тыс. рублей.

Частью 9 статьи 9 Федерального закона от 15.10.2020 № 327-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (далее – Федеральный закон № 327-ФЗ) установлено, что в 2021 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Частью 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ установлено, что в 2021 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные пунктом 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Между тем, в протесте не приведено аргументированных доводов об отсутствии в республиканском бюджете бюджетных ассигнований, указанных соответственно в частях 9 и 10 статьи 9 Федерального закона № 327-ФЗ.

Также в протесте указывается, что утвержденные Законом № 88-ЗРХ бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций (а именно, сумма в размере 10 645 897 тыс. рублей) невыполнимы, не соответствуют принципу достоверности бюджета и реалистичности расчета доходов.

Согласно статье 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Пунктом 1 статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 263-Ф3) предусмотрено, что доходы бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории, действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации ежегодно разрабатывается в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и одобряется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

Так, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.10.2020 № 578 одобрен Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно которому поступление налога на прибыль организаций в республиканский бюджет в 2021 году по базовому варианту прогнозируется в сумме 10 646 млн рублей.

Учитывая изложенное, бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций в сумме 10 645 897 тыс. рублей утверждены Законом № 88-ЗРХ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, считаем, что Закон Республики Хакасия № 88-ЗРХ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем предлагается протест отклонить.

Новости по теме