Фармкомпании вступили в сговор и взвинтили цены на лекарства в Хакасии

Дата публикации: 2 февраля 2021 года в 09:22.
Категория: Скандалы.

Управление антимонопольной службы по Хакасии возбудило дело в отношении 11 фармацевтических компаний. В течение двух последних лет 11 фармкомпаний участвовали в торгах на поставку медикаментов в лечебные учреждения региона. Участники торгов находились в сговоре и умышленно не снижали начальные цены контрактов.

Как рассказали в хакасском УФАС, фармкомпании, зарегистрированных в Москве, Новосибирске, Ставрополе, Твери, Улан-Удэ в течение 2019-2020 г.г., участвовали в торгах на поставку в Хакасию таких жизненно важных препаратов, как инсулин-изофан, железо гидроксид сахарозный комплекс, десмопрессин.  

Участники торгов находились в сговоре и умышленно не снижали начальную цену контракта. Антимонопольщики, разоблачившие схему, возбудили на участников картельного сговора дело по факту нарушения закона о защите конкуренции.  

- К сожалению, в последние годы мы фиксируем увеличение сговоров как между хозяйствующими субъектами, так и между поставщиками и заказчиками, - рассказала руководитель Хакасского УФАС России Ксения Лебедева. – Так, в прошлом году в среднем мы рассматривали по 1-2 таким делам в месяц. Это на 50% по сравнению с предыдущим 2019 годом. В результате картельного сговора, в первую очередь, пострадал региональный бюджет, и, как следствие, - социальные льготники нашей республики, которым может не хватить лекарственных препаратов. При добросовестной конкуренции между поставщиками цена на лекарства была бы ниже, а значит, лекарств для больных было бы приобретено больше.  

Мы уведомили подозреваемых в сговоре о возбуждении на них дела, рассмотрение которого планируется на 19 февраля текущего года. Нарушителям грозят штрафы – от 20 до 50 тыс. рублей для должностных лиц (директоров компаний) и до 50% от цены контракта для юридических лиц (фармкомпаний).  

Сговоры на торгах – самые злостные нарушения антимонопольного законодательства. Виновные наказываются крупными административными штрафами, также не исключена уголовная ответственность. 

Напомним, в января в Хакасии начались перебои с выдачей инсулина льготникам. При этого жизненно-необходимого диабетикам препарата не было и в свободной продаже. Люди спасали себя сами! Те, у кого запас инсулина еще остался, делятся с теми, у кого его уже нет. 

После того, как «АИС» и другие СМИ забили тревогу и поднялся шум, в региональном Минздраве поспешно выступили с заверениями в том, что запасов инсулина де хватит на полгода. А вот о сговоре между фармкомпаниями, или о завышенных ценах на инсулин ни слова не прозвучало. При этом сложно поверить в то, что у правительства Хакасии не нашлось других путей решения этой серьезной проблемы, кроме как смириться с диктатом сговорившихся поставщиков и закупать медикаменты по завышенной стоимости, заведомо зная, что их на всех не хватит.   

После публикаций и сюжетов по ТВ в ситуацию пришлось вмешаться прокуратуре и антимонопольщикам, ведь на деле всё по-прежнему выглядит более чем серьезно: диабетики опасаются за свою жизнь, так как не уверены, что смогут получить препарат вовремя.  

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАКАСИИ ПРОВОРОНИЛО СГОВОР ИЛИ НАМЕРЕННО ЗАКРЫЛО ГЛАЗА?

Ксения Лебедева упомянула, что участниками картельных в Хакасии зачастую были не только коммерсанты, но и чиновники правительства Хакасии, представлявшие сторону заказчика госконтрактов. Есть сильное подозрение, что сговор поставщиков медикаментов тоже крышевался представителями региональной власти. Иначе участники картеля не смогли в течение двух лет взвинчивать цены лекарств по госконтрактам. Похоже, кто-то в Сером доме сознательно закрывал на это глаза.

Более того, постоянные перебои с выдачей лекарств льготникам типичны только для коноваловской Хакасии. В соседнем Красноярском крае ее нет от слова вообще. Оказывается у властей регионов есть давно известные и законные способы преодолевать трудности с проведением торгов и их результатами.

Когда возникают проволочки с закупками на торгах, заказчик вправе, согласно пункту 4 ст 93 44-го ФЗ провести так называемые "быстрые закупки" у единственного поставщика. Разрешается в рамках подобных типов контрактов закупать лекарственные препараты на сумму до 600 тысяч рублей.

Еще один вариант, если возникли проволочки на торгах - имеющееся у регионального Минздрава право самостоятельно, без торгов, закупить жизненно-важное лекарство для льготников. Это позволяет всё тот же 44 ФЗ, статья 83, часть 2, пункт 7.

Именно эти способы активно используют в Красноярском крае, где губернатор даже подписал специальное постановление, позволяющее избегать лекарственных перебоев.

«Сложности бывают, конечно, как правило с закупками. Например, аукционы не состоялись, что нередко бывает. В таких случаях, чтобы льготники вовремя получили лекарство, а не ждали, пока мы отторгуемся, необходимое лекарство закупается за счет краевого бюджета. У нас есть такая система субсидирования аптек. То есть, мы не всё на аукционах закупаем, у нас в бюджете предусмотрены еще деньги, на такие случаи экстренные – аптеки оперативно закупают нужное лекарство сами, а бюджет им эти расходы компенсирует. Чтобы льготники не ждали, чтобы им лекарство в срок выдать», - пояснила Ольга Бачурина, консультант отдела организации лекарственного обеспечения Минздрава Красноярского края.

Новости по теме