Саяногорск перешагнул годовую черту с начала борьбы с COVID-19

Дата публикации: 2 апреля 2021 года в 10:47.
Категория: Общество.

Ровно год назад, 1 апреля, в Хакасии был введен режим всеобщей самоизоляции. Помните? Если мы выходили на улицу, то брали с собой документ. Для похода на работу нужна была справка. А за нарушение режима полагались штрафы. Как мы прожили этот год, давайте вспомним.

Опрос жителей Саяногорска: 

— Самоизоляцию соблюдали, масочный режим соблюдали.

— Поначалу было, конечно, необычно, непривычно, а потом осознали, что надо это... Пришлось соблюдать.

— Изменилась, конечно, у нас вот Иринка во Владивостоке жила. Она бегом-бегом приехала сюда.

— Ну это тяжело в самоизоляции находится дома. Считай, целый год мы почти просидели дома. 

Дистанционка в школах, вузах. В садах — либо дежурные группы, либо тотальный карантин. Родители ходят на работу со справками, а часть их коллег трудятся из дома. С такой — новой реальностью — столкнулись мы год назад.

А еще следили за сводками Минздрава, как за фронтовыми новостями. Первого апреля 2020 года в стационарах с диагнозом коронавирус находились 3 человека. На самоизоляции — 860 жителей. Они либо вернулись из зарубежных поездок, или были в контакте с заболевшими.

Разом дефицитом стали маски и антисептики. Протоколы лечения только формируются, и люди хаотично скупают лекарства — на всякий пожарный.

Виктория Пономарева, жительница Абакана: «Не нашла в аптеках антибиотиков и антисептиков. Прошлась по нескольким аптекам города. Нашла всего лишь только три оксолиновые мази. Ни антисептиков, ни масок тем более я не нашла, их нет вообще»

Раскупают люди и продукты. По традиции, в первую очередь с полок исчезает гречка, макароны, подсолнечное масло, мука. Все, что долго хранится.

Покупатель: «Люди боятся, им страшно. Они пытаются как-то сделать, чтобы им не было не так страшно. Боятся потерять товары, остаться без запасов». 

Сложно бизнесу. Поддержка государства помогает не всем. Турагентства теперь могут рассчитывать только на внутренние направления. Еще сложнее салонам красоты и общепиту — они разом лишились источника дохода.

Наталья, сотрудник салона красоты: «С чего мне мой предприниматель должен выплачивать мне заработную плату, так как я не работаю, моя студия не работает...»

Иван Мананкин, директор клуба: «Ситуация плачевная. Это я сказал бы даже путь к закрытию, путь к разорению». 

Прогулки с детьми — табу. ЗАГСЫ готовы расписать самых нетерпеливых, но скромно, без торжества. Плановые врачебные приемы отменены. МФЦ, банки, центры занятости работают онлайн.

Пенсионерам сложнее всего — они в группе риска. Именно в это время начинают интенсивно работать волонтеры.

Волонтер: «Мы едем к нашему дедушке, забрали у него рецепт, едем в аптеку за льготными лекарствами и теперь нам нужно их отдать».

Движение «Мы вместе» объединяет группы людей разного возраста и статуса. Они принимают звонки, формируют маршруты, развозят бесплатные продуктовые наборы до поздней ночи.

В это же время начинают свою масштабную акцию «Время помогать!» и металлурги РУСАЛа. Они решают поддержать ветеранов-производственников старше 70 лет. В Саяногорске таких почти 600 человек.

Аэлита Кречетова, ветеран РУСАЛа: «Главное, как-то нам перебиться, пережить это дело. И тогда уже будем дальше жить, продолжать. Спасибо больше РУСАЛу, мы тут много поработали, теперь вот немножко РУСАЛ нам поможет».

Сергей Судочаков, волонтер: «Человеческие отношения, их никто не отменял. В это трудное время помогать друг другу, особенно старшему поколению». 

Андрей Патюков, член совета ветеранов завода: «Волонтеры по инициативе Олега Владимировича Дерипаска будут развозить продуктовые наборы ветеранам возрастной категории 70+». 

Также с прошлого апреля в саяногорские и республиканские медучреждения металлурги стали поставлять абсолютный дефицит  — средства индивидуальной защиты. Маски, перчатки, антисептики, халаты. Медики говорят: без такой помощи просто бы не справились.

Михаил Шабалин, главный врач станции скорой помощи: «Ежедневно сталкиваемся с больными ковидом. Заболевание носит респираторный характер. Они тоже являются носителями. Поэтому на все вызова мы выезжаем в этих защитных костюмах, расход очень большой». 

В конце весны саяногорская станция скорой помощи получила новый реанимобиль от Олега Дерипаски. Драгоценные аппараты ИВЛ, которые появились в городе в первые месяцы эпидемии — заслуга металлургов. А еще были дорогостоящие лекарства, дополнительные койкоместа и... большая стройка.

То, что Саяногорску и Хакасии нужна больница, — никто не оспаривал. Сводки из центральной части России пугали. Видео с пациентами, которые были рады лежать даже в больничном коридоре, транслировались по ТВ и в интернете. В это время Олег Владимирович Дерипаска провел ряд встреч с российскими губернаторами и заявил о необходимости появления многофункциональных медицинских комплексов. В апреле 2020-го за Уралом стали строить семь центров медицинской помощи для лечения внебольничных пневмоний. Один из них — саяногорский. После консультации с региональными властями инвестором выступила компания РУСАЛ.

Леонид Быков, руководитель представительства РУСАЛа в Хакасии: «Наш центр отличается тем, что размещен в законсервированном здании саяногорской межрайонной больницы. Все остальные центры построены с нуля. Наш центр был построен по индивидуальному проекту, который отвечает всем современным стандартам».

Шлюзы для перехода из грязной зоны в чистую, лифты, в том числе и для транспортировки еды, комфортабельные боксы с телевизорами, маневренными кроватями, консолями для подачи кислорода и кнопками вызова медсестры.

Кнопка вызова медсестры есть около каждой кровати и в туалете. Если человеку стало плохо он может дернуть за веревочку и медсестра подойдет. 

Новейший томограф, который разгрузил единственный аппарат, находящийся в главном больничном корпусе. Как говорят врачи, его огромный плюс — возможность многократного безопасного использования для контроля состояния пациента.

Особая гордость — реанимация. ИВЛ, пульсоксиметры, системы мониторинга, которые позволяют врачам на одном экране видеть данные нескольких пациентов.

К слову, персонал для работы с ковидными пациентами специально обучали. На этом настоял сам Олег Дерипаска. Он же  лично присутствовал на открытии каждого госпиталя.

Елена Жужгина, пациент: «Больница, мне кажется, надо всем стараться, чтобы такая больница была. Вот коллектив подобрался такой душевный...»

А вот на что пандемия никак не повлияла, так это на социальные проекты РУСАЛа. Они были реализованы полностью. Молодым специалистам давали льготную ипотеку, открывали спортплощадки, устанавливали окна в детсадах и центре творчества, давали гранты, помогали защищать городские проекты и дарили новогоднее чудо.

РУСАЛ продолжит выполнять свои соцобязательства и в этом году. В том числе, и в сфере здравоохранения. Как говорят металлурги, пандемия еще не закончилась. Значит, надо помогать.

Источник 

Новости по теме