На разрезе Кирбинский в Хакасии запустили самые совершенные в России очистные сооружения

Дата публикации: 25 июня 2021 года в 18:14.
Категория: Экономика.

В Алтайском районе Хакасии, на разрезе Кирбинский компании «Русский Уголь» запустили в эксплуатацию комплекс очистки карьерных вод. Инвестиции в этот объект составили свыше полумиллиарда рублей. За эти деньги была возведена самая технически совершенная система экологической защиты не только в Хакасии, но и в России.

Разрез Кирбинский разрабатывает знаменитое Бейское угольное месторождение Хакасии и находится неподалеку работающих на том же месторождении Аршановского, Майрыхского и Восточно-Бейского разрезов. Но Кирбинский — самое молодое из этих предприятий — первый уголь здесь добыли в 2018 году, а в состав «Русского угля» актив перешел годом позже. 

Бейское месторождение, как отметил прилетевший в Хакасию на запуск очистных генеральный директор АО «Русский Уголь» Станислав Грачев — «это надежда угольной отрасли страны». 

Здесь огромные запасы энергетических углей с высокой калорийностью, очень востребованных как на внутреннем рынке страны, так и за границей. Но в силу геологических особенностей местности при добыче топлива есть проблема — большое обводнение выработок. Угольные залежи расположены под аллювиальными отложениями заболоченной поймы реки Абакан, которые насыщены водоносными горизонтами. А еще в карьер стекают ливневые, талые и поверхностные воды.  И чем больше площадь разреза, тем больше воды в него попадает и сверху (из атмосферы и с поверхности), и снизу — из водоносных пластов. 

Попросту говоря, в чашу Кирбинского разреза — а ее длина сейчас более километра и чуть меньше ширина — идет постоянный приток воды. Воду нужно все время откачивать, иначе невозможно работать. Ответ на вопрос: куда откачивать? — понятен. Туда же, откуда она просачивается — в озера, которыми изобилует эта местность. Однако просто качать воду из карьера в природный водоем нельзя, потому что она грязная. Большая часть загрязнений, кстати говоря, ничего особо страшного в себе не несут — это просто частицы почвы, породы и угля. То есть того, что здесь и так миллионы лет лежало. Но есть в карьерных водах и небольшая доля техногенных примесей — остатки взрывчатки, ГСМ, резиновой пыли от колес горной техники. Таких веществ очень мало, но именно они особо нежелательны в природной среде. 

Поэтому все работающие на Бейском месторождении разрезы построили системы очистки карьерных вод. Первые такие комплексы были запущены в эксплуатацию на разрезе Аршановский, потом на Майрыхском. А теперь — на самом молодом Кирбинском разрезе. 

На разных предприятиях применяются разные технологии очистки. Все они дают необходимый результат — вода, поднятая из чаш карьеров, очищается до нормативов, предусмотренных строгим природоохранным законодательством России, и уже в чистом виде отправляется обратно в природные водоемы. На бытовом уровне — это вода питьевая. Более того, лабораторный анализ показывает, что она значительно чище, чем в природных водоемах. 

Как сказано, все применяемые на предприятиях Хакасии системы очистки соответствуют природоохранным нормативам. Иначе работа предприятий была бы тут же остановлена — за этим строго следят надзорные структуры. 

Но поскольку на Кирбинском очистные строились позже всех, они получились наиболее современными и технологически совершенными. 

Самое главное в данной технологии — это ее производительность. Нетрудно очистить воду, если ее немного (пару ведер или пару тонн), и вы при этом никуда не торопитесь. 

Но из чаши Кирбинского разреза каждый час выкачивают 500 кубометров воды. Если кому-то нагляднее в литрах, то это 500 000 (полмиллиона литров!) а по массе — 500 тонн воды. Каждый час. Или 12 тысяч тонн в сутки, 360 тысяч тонн в месяц. Безостановочно. 

И этот мощный поток необходимо в режиме нон-стоп очищать от всей грязи и примесей. 

Задача нетривиальная. Для ее решения построили, по сути, полноценный производственный комплекс — завод! — из нескольких крупных цехов. На поверхности лишь часть этого производства, еще больше скрыто в его подземных коммуникациях. 

О технических подробностях рассказали начальник Управления капитального строительства АО «Русский Уголь» Андрей Хусаинов и начальник участка водоочистки Разреза Кирбинский Сергей Титов. Оба они строили данные очистные сооружения. Поэтому о комплексе знают буквально все — до каждого кубометра бетона, каждой трубы, насоса и датчика. 

ТРИ В ОДНОМ

На очистных сооружениях Кирбинского вода проходит не один, не два, а целых три этапа очистки. 

Сначала воду из карьера поднимают мощными насосами и по трем трубопроводам диаметром 40 см подают в пруды отстойники, длина и ширина которых рассчитаны так, чтобы из идущей по ним самотеком воды успели выпасть и осесть на дне крупные фракции загрязнений. Пруды по плану и по очереди осушаются, а собирающийся на их дне осадок собирают и утилизируют на полигоне твердых бытовых отходов.   

После прудов-отстойников вода, уже избавленная от самых крупных фракций загрязнений (песок, почва, крошки породы), попадает на второй этап очистки — в огромные емкости, где в нее последовательно добавляются сначала вещества коагулянты, а потом флокулянты, которые связывают мелкие фракции в крупные комки и задерживают эти комки на динамических осветлителях.

 

Затем такие комки обезвоживаются с помощью шнековых отжимателей, а отжатая масса тоже вывозится на полигон твердых бытовых отходов на утилизацию. На этом — втором этапе — из воды полностью извлекается угольная пыль.

Если первые две стадии — это по сути механическая очистка (коагулянты и флокулянты химически инертны), то на на третьей стадии происходит химическая очистка для извлечения из воды продуктов взрыва — то есть остатков аммонитов. Эти нитросоединения аммонийной группы окисляют гипохлоритом натрия, после чего вода попадает на финишную тонкую очистку на угольные фильтры, где окисленные и растворенные соединения устраняются адсорбцией на активированном угле марки АГ-3.   

Итоговая эффективность очистных сооружений составляет: по взвешенным веществам — 98%, по нефтепродуктам — 99%. Процесс на всех трех этапах полностью автоматизирован и контролируется с центрального диспетчерского пункта.

Также на всех этапах постоянно отбираются пробы, которые проходят контроль в специальной лаборатории, являющейся неотъемлемой частью комплекса.

На выходе получается совершенно чистая вода, которую можно пить.

На казенном языке нормативных документов её относят к классу «рыборазводная». Она собирается в резервуары чистой воды, откуда частично возвращается на разрез для использования на нужды производства, а остальное организованно сбрасывается в озеро Большое. Которому от такой подпитки только лучше стало.

Как пояснил директор Кирбинского разреза Евгений Хвостов, проблемой всех стоячих водоемов Сибири являются зимние заморы, когда из-за толстого льда в воду по несколько месяцев не попадает кислород, и вся озерная живность задыхается и гибнет.

Евгений Хвостов

А теперь сбросы с очистных сооружений Кирбинского разреза круглый год снабжают озеро Большое свежей, богатой кислородом водой. Так что для здешней рыбы жизнь стала лучше, жизнь стала веселей.

В целом же комплекс очистных сооружений Кирбинского разреза — это настоящий инженерный шедевр. И особенно приятно, что все это создано в России.

Основным генподрядчиком и строителем зданий и огромной сети коммуникаций очистных сооружений выступило местное Производственное строительное монтажное управление (ПСМУ). 

Все специальное оборудование для водоочистки тоже отечественное. Более того, даже сама инновационная технология очистки под названием Dyclar (Диклар) разработана российской «ГК Миррико»! 

Из импортных брендов здесь замечен только Simens, поставивший резервную дизельную электростанцию и системы автоматизации. Однако все это произведено на отечественных предприятиях российского филиала германской марки.

ЧТО БЫЛО ДО ТОГО КАК

Тут сразу нужно пояснить, что хотя официальный торжественный запуск комплекса очистных состоялся только сейчас, очистка карьерных вод велась на разрезе с начала его опытно-промышленной разработки, с 2018 года. Иначе, как сказано выше, предприятию просто не разрешили бы вести работы.

— Все вводилось постепенно, — пояснил Андрей Хусаинов. — Когда  создавался первый экспериментальный участок разреза, на нем была предварительная очистка воды. Когда приступили к буровзрывным работам и в воде появились растворенные загрязнения, мы в 2020 году ввели в работу участок угольной фильтрации.

Андрей Хусаинов

Но сейчас в поэтапном строительстве масштабного очистного комплекса поставлена финальная точка. В истории же всего разреза Кирбинский — это лишь запятая. 

7 МИЛЛИАРДОВ НА РАЗВИТИЕ

О больших планах развития предприятия рассказал Генеральный директор АО «Русский Уголь» Станислав Грачев. По его словам, компания в состав которой сейчас входят семь разрезов в трех регионах, считает Кирбинский своим самым перспективным активом. Во-первых, потому, что остальные предприятия «Русского Угля» уже достигли своей максимальной мощности, а у Кирбинского большой потенциал для роста. Во-вторых, из-за высокого спроса на энергетический уголь марки Д (длиннопламенный), который здесь добывается. Это топливо с низкой зольностью и высокой калорийностью (теплоотдачей). 

Станислав Грачев

— В ближайшие три года компания планирует инвестировать в развитие разреза порядка 7 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут на строительство фабрики обогащения угля  и на развитие производства. Если в этом году на Кирбинском планируется добыть 2,1 миллиона тонн, то к 2024 году производство должно вырасти до 4 миллионов тонн. А дальше будем выходить и на пять миллионов тонн — на запасах в 350 миллионов тонн это реально, — отметил Грачев. 

Гендиректор компании подчеркнул, что строительство и запуск обогатительной фабрики мощностью до млн тонн угля в год позволят поднять качество отгружаемого заказчикам топлива до 6 тыс. ккал/кг и выше.

Сейчас на предприятиях «Русского Угля» в Хакасии (разрезах Степной и Кирбинский)  работают около 1500 человек, из них около 350 — на Кирбинском.

Запуск комплекса очистных сооружений уже дал 30 новых рабочих мест. А благодаря наращиванию производства на предприятии к 2025 году появится еще не менее 240 новых рабочих мест. 

Компания и сейчас значимый налогоплательщик — в 2018-2020 годах «Русский Уголь» перечислил в бюджет Хакасии 1,238 млрд рублей. А кратный рост производства  аналогично увеличит платежи в казну региона. 

ЭКОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Кроме инвестиций в производство, большие средства «Русский Уголь» направит на экологические, социальные и благотворительные проекты на территории Хакасии.

Кирбинский реализует комплекс мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Это проведение мониторинга атмосферного воздуха, замеры на границе санитарно-защитной зоны предприятия, наблюдения за подземными и поверхностными водами, а также почвенным и снежным покровами, организация научно-исследовательских работ по мониторингу биоразнообразия заказника «Озера Койбальской степи», участие в экологических акциях.

Также проводится системная работа по зарыблению реки Абакан. В 2019-2021 годах горняки выпустили в реку 75 тысяч мальков. 

«Русский Уголь» финансирует создание заказника «Озера Койбальской степи», горняки компании участвуют в региональных и федеральных экологических акциях (субботники, «Вода России», «Сад памяти»). 

Компания также оплачивает проведение научно-исследовательских археологических работ на территории разреза Кирбинский, поиски объектов культурного наследия и их сохранение здесь проводятся под руководством специалистов Института истории материальной культуры РАН. Общий объем инвестиций — 92 млн рублей. 

 

Новости по теме