Российские МФО привлекают инвестирование с помощью облигаций

Дата публикации: 20 июля 2021 года в 22:12.
Категория: Экономика.

Наблюдается активизация микрофинансовых компаний на рынке публичного капитала. В связи с этим, объем размещенных облигаций в текущем году может в три раза превысить показатель 2020 года. Это дает возможность компаниям осуществлять привлечение крупных денежных средств на долгий период, получая финансирование на стабильной основе в условиях высокой волатильности.

Но подобным инструментом могут воспользоваться только крупные игроки рынка. Мелкие компании привлекают деньги физических лиц и берут взаймы у банковских учреждений.

По сообщениям финансового портала 1мбанк, в течение ближайших нескольких недель собираются представить облигации такие МФК, как «Займер», «МигКредит», МФК ЦФП, «Лайм-займ», ГК Eqvanta, WebBankir, «Viva Деньги». Всего в планах компаний размещение ценных бумаг на сумму 2,6 млрд. в отечественной валюте. Приблизительно 6 месяцев назад прогнозы на облигации были гораздо скромнее (всего 1,7 млрд. рублей). С начала текущего года по июль с учетом размещенных ранее ценных бумаг будет выпущено облигаций на 4,6 миллиарда в отечественной валюте.

Руководитель «Юником24» Ю. Кудряков сообщил, что в настоящий момент доля данных активов в объеме общих фондов микрофинансовых организаций находится на уровне 7%. К концу текущего года данный показатель может достичь отметки 10-15 процентов. Э. Мехтиев, занимающий должность руководителя СРО «Мир», заявляет, что МФК имеют недостаточно источников заимствования средств, так как кошельки учредителей не безразмерные, банковские учреждения еще не имеют возможности производить точную оценку рисков по данному сегменту, а механики привлечения денег от физических лиц постоянно меняются с изменением процессов урегулирования. Эксперты утверждают, что один из базовых стимулов размещения больших объемов облигаций являются прогнозы по дальнейшему повышению ключевой ставки Центробанком РФ.

В МФК тоже заявляют, что размещение ценных бумаг – это один из самых выгодных и надежных инструментов, который демонстрирует высокую эффективность в условиях постоянной нужды вложений в развитие бизнеса. Руководитель компании «Займер» Р. Макаров сообщил, что занимать деньги МФО у банков гораздо дороже (18-20% в год), чем привлекать средства посредством выпуска облигаций под 12-13 процентов в год. Эта организация собирается в текущем году выпустить данных ценных бумаг на сумму 1,3 млрд. в отечественной валюте. Эксперт объяснил, что выпускать облигации могут лишь квалифицированные участники рынка, так как в случае появления нештатной ситуации, неквалифицированные игроки могут способствовать возникновению риска bank run. Сейчас экономика еще далека от стабильной, поэтому данная ситуация является недопустимой.

Помимо этого, существует порог входа 1,5 млн. рублей по договорам заимствований, поэтому приток финансов не такой интенсивный, как ожидают участники рынка. В реальности на развитие необходимы крупные заимствования в несколько сотен миллионов в отечественной валюте. Руководитель WebBankir И. Соловий сообщил, что облигации выпускаются на срок до 3 лет, а средний вклад в МФО составляет 1-2 года. Эксперт Eqvanta (планирует выпуск облигаций на 800 млн. рублей) Я. Ромашкин рассказал, что привлечение финансов физических лиц требует расходов на рекламу и повышение репутации. Для выхода на рынок с облигациями необходимо только пройти установленные законом процедуры и разово разместить пакет ценных бумаг нужного объема на рынке.

Руководитель МФК «МигКредит» О. Гришин солидарен с предыдущим экспертом и заявляет, что корпоративные бонды – это более управляемый инструмент с точки зрения контроля и уровня удовлетворения заемщиков. Когда МФО выпускает облигации, она знает график погашения задолженностей, может контролировать финансовые потоки в бизнесе. Эльман Мехтиев заявил, что на публичном долговом рынке могут присутствовать только крупные участники.

Использовать такой инструмент (облигации) выгодно тем компаниям, которые выдают займов минимум на 500 млн. рублей в течение месяца. В случае с меньшими объемами средства будут долго осваиваться, заемные средства станут дорогими. Если выручка МФО 100 млн. рублей ежегодно, можно выводить облигаций на 50 млн. рублей, но ликвидность будет низкая. Затраты на выпуск ценных бумаг составят примерно 5 млн. в отечественной валюте, то есть общие расходы по облигациям сроком на 3 года будут равны 20%. Эксперт Роман Макаров утверждает, что минимальный объем средств, которые будут привлечены посредством облигаций, должен составлять 200-300 млн. в отечественной валюте. В противном случае цена привлеченных денег будет сопоставима с ценой заимствований.

Новости по теме