В Хакасии бизнесмены перестали жаловаться друг на друга в УФАС

Дата публикации: 16 сентября 2021 года в 08:45.
Категория: Экономика.

В Хакасии замечен рост отзывов жалоб, поданных в антимонопольную службу. Только за несколько дней сентября «передумали» жаловаться три заявителя.

Каковы причины отзывов жалоб? Будут ли сигналы жалобщиков преданы забвению, или антимонопольный орган не оставит их без внимания? Что ждет заявителя, отозвавшего свою жалобу, и кто в итоге страдает от этого действия – рассказала Ксения Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России.

- Ежеквартально мы регистрируем порядка 100 жалоб. Из них стабильно 3% отзываются заявителями еще до конца рассмотрения дела. Третий квартал еще не закончен, а только за несколько дней сентября таких отзывов у нас четыре. Это не может не настораживать.

Причины, по которым в антимонопольную службу обращаются с жалобами, как правило, понятны: либо жалуется участник, не выигравший торги и не согласный с поражением; либо жалуется лицо, имеющее претензии к документации о закупке.

- Причин же, почему жалобы добровольно отзываются заявителями, нам не сообщают. Закон не обязывает участников объяснять такое решение, и при этом ответственности за это заявитель не несет. Однако мы, уведомляя заказчика, что жалоба отозвана и не будет рассматриваться, тем не менее проводим внеплановую проверку по таким закупкам.

Сроки рассмотрения жалоб на нарушения Закона о контрактной системе – 5 рабочих дней. Сроки проведения внеплановой проверки отозванных жалоб – 10 рабочих дней.

- По окончанию внеплановой проверки комиссия антимонопольной службы составляет акт. В 50% случаев в деле обнаруживаются нарушения. В этом случае тот, на кого была жалоба, получает предписание устранить нарушение и несет за это административную ответственность (в случае если спорный контракт еще не подписан). Если же заказчик с поставщиком контракт уже подписали, а мы видим существенные нарушения законодательства, можем направить иск в суд для признания сделки недействительной. При этом каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное ею по сделке.

Грубые нарушения при внеплановой проверке материалов дела - признаки коррупционных действий (например, сговоров); неверное определение победителя в закупке; незаконное отстранение какого-либо участника закупки от торгов; нарушение порядка проведения торгов и, как следствие, неправильное определение цены товара/услуги.

- При отзыве жалобы страдают все стороны закупки: поставщик, потому что получает назад не нужный ему самому товар. Заказчик – потому что лишается товара и несет финансовые и временные убытки. Никак не страдает лишь заявитель, с чьей легкой руки в антимонопольный орган попали сведения о спорности закупки. Однако, если мы видим, что отозвал жалобу «профессиональный жалобщик», дело попадает на наш особый контроль. Ведь не секрет, что «профессиональные жалобщики» просто так от своих претензий не откажутся. В этом случае можно подозревать «мирный договор» жалобщика и того, на кого он заявил. А значит, нарушение законодательства, скорее всего, имеет место, и существенное.

В настоящее время законодательством не предусмотрено отказывать гражданам, организациям в подаче жалоб. Это их конституционное право. При этом законодатели все же пытаются найти спасение от таких заявителей, которые лично не участвуют в закупках и не собираются этого делать, а жалуются с корыстными целями. В этом направлении есть законодательные подвижки. В частности, с 2019 года действует норма, по которой жалоба, поданная лицом, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков, возвращается без рассмотрения

Новости по теме