Мошеннический колл-​центр Украина

Дата публикации: 28 октября 2022 года в 08:57.
Категория: Криминал.

По оценке Сбербанка общее количество мошеннических call-​центров по всей Украине превышает 3000 шт. Один из таких центров обнаружили сотрудники Росгвардии во время специальной военной операции на Донбассе в апреле 2022 года. В опустевшем офисе были найдены жесткие диски. Эксперты Сбербанка помогли в расследовании.

Изучив терабайты информации, эксперты получили полное представление о структуре и организации работы центра, источниках данных о гражданах РФ для совершения звонков, а также о технологиях и сценариях обмана.

Сегодня в России сложно найти человека, которому хотя бы раз не звонили из мошеннического call-​центра с целью хищения денежных средств с банковских карт и счетов. Из многочисленных публикаций в СМИ, признаний самих преступников и комментариев правоохранительных органов следует, что большинство таких call-​центров расположены на Украине, где они действуют не первый год. Еще в 2019 году заметная часть мошеннических звонков на российские номера поступала именно оттуда. За это время граждане России, по разным оценкам экспертов, перевели мошенникам, работающим на украинские call-​центры, десятки миллиардов рублей. 

По данным Сбера, основные call-​центры располагаются в г. Днепр, который неофициально считается столицей телефонного мошенничества. На Украине создана максимально комфортная среда для работы преступников: значительная криминализация общества, тотальная коррупция, покровительство преступлениям против граждан России со стороны государственных структур. 
В какой-​то момент количество call-​центров в г. Днепр достигло отметки в 1100, а телефонным обзвоном было занято значимая часть населения в возрасте до 35 лет. Со временем call-​центры, работающие по классическим схемам обмана «звонок из службы безопасности банка», закрылись, их количество сократилось до 150 – остались только наиболее профессиональные. При этом call-​центры получили широкое распространение во всех крупных городах Украины – в Харькове, Запорожье, Одессе, Бердянске и пр. 

По оценке Сбера, на сегодняшний день общее количество мошеннических call-​центров по всей Украине превышает 3000 шт. Схемы обмана стали многоэтапными и растянутыми во времени, когда диалог с клиентом может продолжаться в течение нескольких дней. Зачастую злоумышленники возвращаются к обманутым гражданам, чтобы обмануть их повторно. 

Речь идет о целой криминальной индустрии, в которую вовлечены тысячи людей помимо непосредственно сотрудников call-​центров. Эти люди активно вовлечены в пособничество организаторам противоправной деятельности. Так, например, риелторы подыскивают площади под call-​центры (арендная плата за мошеннический офис в среднем на 30-40% выше, чем за помещение для любого другого вида деятельности). Компьютерные фирмы занимаются продажей и настройкой оборудования «под ключ». Координаторы, отвечающие за выдачу зарплаты сотрудникам сall-​центров, регулярно посещают пункты обмена валют, в том числе и криптообменники. Службы доставки еды (в рабочий день около 50% сотрудников сервисов доставки «Глово» и «Ракета») выполняют заказы тысяч сотрудников call-​центров. 

Долгое время детали работы мошеннических call-​центров были скрыты от экспертного сообщества, однако, в рамках Специальной военной операции (СВО) эксперты получили для анализа информацию, хранившуюся на компьютерах одного из call-​центров в г. Бердянск. 

Имеющийся у Сбера опыт в противодействии мошенничеству помог в расследовании: анализе данных, сборе доказательственной базы, обобщении информации из открытых источников, комментариев экспертов и прочих данных, полученных исследователями из компьютеров call-​центра в г.Бердянск. В данном отчете дана оценка масштабов деятельности украинских call-​центров по обману граждан РФ, раскрыты детали организации работы типового call-​центра (организационная структура, процессы поиска и найма сотрудников, получения данных о гражданах РФ, сценарии разговора, применяемые технологии и пр.). 

Установленные данные сотрудников бердянского call-​центра, их роли и используемые инструменты позволили правоохранительным органам установить личности всех злоумышленников и объявить их в розыск. Собранная в ходе исследования информация передана в правоохранительные органы для проведения необходимых мероприятий по привлечению преступников к ответственности. В данный момент заведено более тысячи уголовных дел. 

Уверены, что информация, содержащаяся в данном отчете, поможет правоохранительным органам в разработке эффективных предложений по защите граждан РФ от телефонного мошенничества, в более качественном расследовании преступлений, а также позволит повысить бдительность и уровень киберграмотности граждан.  

1. ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО В РОССИИ 

1.1. Оценка ущерба от противозаконной деятельности call-​центров 

За последние несколько лет на территории России наблюдается рост числа дистанционных преступлений – телефонного мошенничества, которое реализуется методами социальной инженерии. Так, по данным Банка России, во II квартале 2022 года граждане РФ под воздействием третьих лиц перевели злоумышленникам денежные средства 211 тыс. раз, что в сумме составило 2,8 млрд. руб. 
Также со второго квартала 2021 г. до второго квартала 2022 г. количество мошеннических номеров с использованием 8-800 выросло с 208 до 277 единиц (на 33%), городских – с 8,4 тыс. до 41,4 тыс. (на 389%), мобильных – с 3,1 тыс. до 75,8 тыс. (на 296%). 

При этом, реальная картина финансовых потерь превышают статистику Банка России в разы – в соответствии со статистикой МВД России и данными от экспертов в области кибербезопасности, объем мошенничества в РФ сегодня оценивается от 55 (оценка МВД) до 150 млрд. рублей (оценка экспертов) в год. По данным Сбера, на социальную инженерию приходится 90% всех финансовых преступлений, из которых 94% — это телефонное мошенничество. 

Начало растущего тренда по телефонному мошенничеству фиксируется в России с 2017 года. Уже через год представители финансово-​кредитной системы стали отмечать значительное увеличение количества совершаемых хищений у клиентов банков. Это обусловлено применением злоумышленниками простой и доступной технологии подмены номера, когда в качестве номера звонящего подставляется официальный телефон банка. Фактически России была объявлена негласная «телефонная война». Пик проблемы пришелся на 2020 год – только по данным Сбера с жалобами на попытки мошенничества в банк обратилось более 3,7 млн. клиентов. При этом, в одном из кейсов максимальная сумма, похищенная у одного из коммерческих банков РФ, составила 5.4 млн. долларов США и обналичивалась в несколько этапов. 

По нашей оценке, тренд на дальнейший рост телефонного мошенничества сохранял актуальность вплоть до начала специальной военной операции. В январе 2022 года клиенты Сбера 250 тысяч раз пожаловались в банк на мошенничество, в феврале было зафиксировано 264 тысячи обращений – на 6% больше. После 24 февраля 2022 года зафиксирована полная остановка «мошеннического конвейера». Однако, через месяц начался плавный рост звонков, но их объемы были уже существенно ниже: если до спецоперации количество жалоб составляло в среднем 11 тыс. в сутки, то с 20 марта 2022 года – 2 тыс. в сутки, снижение в 5,5 раз. 

По оценкам МВД и банков, количество звонков составляет до 100 тыс. в сутки. В 99% случаев злоумышленники используют IP-​телефонию и подмену абонентского номера на российскую нумерацию – 495/499 и def-​нумерацию сотовой связи. По итогам 2022 года экспертами прогнозируется, что количество жалоб на мошеннические звонки составит более 4.5 млн. шт., а официальный объем мошенничества в РФ (объем, который сами банки заявляют в Банк России в рамках обязательной отчетности) может превысить 15 млрд. рублей. Не официальный – порядка 165 млрд. 
По экспертной оценке Сбера, сегодня на долю Украины приходится до 90% всех call-​центров, работающих против граждан РФ, остальные располагаются на территории России и стран СНГ. Общий объем похищенных средств украинскими call-​центрами достигал 75 млрд. руб. в 2020 году, из которых 65% выводились непосредственно call-​центрами, принадлежащими днепропетровским организованным преступным группам (ОПГ). 

1.2. Предпосылки возникновения мошеннических call-​центров на территории Украины 

На территории Украины действует сеть мошеннических call-​центров, о чем неоднократно публиковались расследования в средствах массовой информации, таких как международная сеть расследований OCCRP, шведская газета Dagens Nyheter, европейские СМИ, специальные репортажи российской телепередачи «Андрей Малахов. Прямой эфир», украинские информационные агентства и многие другие. 
Аналогичные заявления делаются российскими правоохранительными органами и экспертами. Необходимо отметить, что после освобождения ряда украинских регионов в рамках СВО, с заявлениями о размещении на Украине мошеннических call-​центров стали выступать представители правоохранительных органов данных регионов. 

Появление и деятельность мошеннических call-​центров на Украине стала возможной после политических событий 2014 года и разрыва взаимоотношений между правоохранительными органами Украины и РФ. В Уголовном кодексе Украины отсутствует аналог статьи 159.6 УК РФ, поэтому юридически незаконные действия по выводу денежных средств квалифицируются по статье 190 УК Украины («Мошенничество»), где поводом для возбуждения уголовного дела является наличие потерпевшего лица. В случае с украинскими call-​центрами потерпевший находится на территории РФ, то есть в недосягаемости для украинских правоохранительных органов, поэтому все call-​центры принципиально не работают по гражданам Украины. 
Обращают на себя внимание и такие факторы, как экономический и политический кризисы на Украине, повлекшие за собой снижение уровня жизни населения, рост преступности и высокий уровень коррупции. Так, в апреле 2017 года международная аудиторская компания «Ernst & Young» поставила Украину на первое место в мире по уровню коррупции среди 41 исследуемых стран (в том числе стран Африки). 

Из комментариев официальных ли и СМИ следует, что деятельностью call-​центров управляют организованные преступные группы, а контроль и поддержку им оказывают региональные управления СБУ, включая олигархические кланы. В частности, в марте 2014 года губернатором Днепропетровской области стал И. Коломойский, который считается на Украине одним из основоположников деятельности мошеннических call-​центров, изначально созданных в г. Днепр и позднее распространившихся по всей Украине. В советское время город – флагман оборонной и космической промышленности, сегодня – непризнанная столица телефонного мошенничества. 
На похищенные денежные средства преступники скупают недвижимость внутри страны и заграницей, открывают легальный бизнес, а также финансируют украинские вооруженные силы. Так, по данным Сбера, все чаще мошенники, успешно обманув свою жертву, добавляют в конце разговора «благодарность» за финансирование ВСУ. 

1.3. Днепр – центр телефонного мошенничества

В Днепропетровской области действуют более сотни call-​центров, под которые арендуется большинство офисных площадок, а также частные дома. Количество сотрудников может варьироваться от 10 до 150 человек. В этой криминальной сфере занято около 30% населения в возрасте от 14 до 35 лет. Максимальное количество действующих мошеннических call-​центров в г. Днепр достигало 1100, однако, в последнее время оно сократилось до 150: остались только крупные центры, нередко объединенные в сеть. Из каждого украденного мошенниками миллиарда рублей, 650 млн. будут украдены именно мошенническими call-​центрами, принадлежащими Днепропетровским ОПГ.

Для осуществления телефонных звонков сотрудниками мошеннического call-​центра в качестве потенциальных жертв выбираются граждане РФ, русскоязычные граждане Германии и Израиля, Турции (используются операторы – этнические азербайджанцы), Польши (операторы – бывшие трудовые мигранты), арабских стран (операторы – студенты-​граждане арабских государств из многочисленных днепровских ВУЗов). После начала спецоперации на Донбассе зафиксированы попытки атаковать клиентов европейских банков – граждан стран Евросоюза35. При этом, для злоумышленников РФ остается основным источником незаконного обогащения.

На сегодняшний день в г. Днепр свои call-​центры есть у представителей всех ОПГ города и Днепропетровского региона: изначально их курировали более молодые члены ОПГ, некоторые ОПГ далее отказывались от участия в наркобизнесе или общеуголовных преступлениях и концентрировались только на деятельности call-​центров из-за сверхприбыльности последних. Можно выделить наиболее крупные ОПГ – «Девятки» и «Кошляка».

Источник: Сбербанк

Новости по теме