Российская промышленность получила очередной удар

Дата публикации: 2 июля 2009 года в 13:31.
Категория: Экономика.

С 1 июля в России на 7% повысились оптовые цены на газ для промышленных потребителей, а тарифы на грузовые железнодорожные перевозки возросли на 5,7%. Расходы, которые несут производители, вновь увеличились. Хотя это повышение тарифов естественных монополистов было запланировано еще в конце 2008 года, оно грозит увеличением себестоимости продукции.

Расходы на транспортировку и электроэнергию составляют существенную часть затрат промышленников. В условиях кризиса и падения спроса на продукцию увеличение себестоимости производства ставит многие промышленные предприятия на грань выживания. Решение о поквартальной индексации тарифов на газ в 2009 году было принято на заседании федерального правительства в декабре прошлого года. С 1 января тарифы были повышены на 5%, с 1 апреля – на 7%. С 1 июля предельные оптовые цены на газ для промышленных потребителей повышены еще на 7%. Следующую индексацию в размере 6,2% планируется провести с 1 октября. Взять курс на поэтапное повышение газовых тарифов, чтобы к 2011 году уравнять доходность экспортных и внутренних продаж, правительство убедили газовики, которые утверждают, что продают газ внутри страны в убыток, зарабатывая лишь на экспорте. Тем не менее окончательное решение о долгосрочной стратегии по газовым тарифам еще не принято. Недавно представители Минэнерго утверждали, что ведомстве считают невозможным переход на равную доходность внутренних и экспортных цен на газ к 2011 году. Это вселяет надежду на снижение темпов роста цен. С 1 июля были повышены и тарифы на грузовые железнодорожные перевозки – в среднем на 5,7%. Индексация тарифа произведена в соответствии с одобренными в конце декабря 2008 года параметрами, которые предполагали 5-процентный рост с 1 января и повышение на 5,7% с 1 июля. Возможно, ростом тарифа РЖД пытается компенсировать убытки от снижения доходов. Так, по данным компании, перевозки грузов по железным дорогам РФ в первом полугодии 2009 года упали на 22,7%. Более того, ОАО «РЖД» планировало еще большее увеличение тарифа (на 7,6%), однако согласилось на меньший показатель при условии субсидий со стороны правительства. Впрочем, будущее железнодорожных тарифов еще неясно: в этом году железнодорожники получили 50 млрд рублей компенсации за неповышение тарифов, однако какая-либо финансовая поддержка на 2010 год пока не определена. Несмотря на плохие новости, надежда у производителей все-таки есть. Чиновники обещают, что в будущем году рост тарифов на услуги монополий будет минимальным. Как следует из проекта сценарных условий развития на 2009-2011 гг., представленного Минэкономразвития в правительство в конце апреля, средние тарифы на электроэнергию для промышленности вырастут с 2010 года на 5%, для населения – на 10%, на газ для промышленности – на 5%, для населения – на 20,8%, на железнодорожные перевозки – на 10%. Есть сценарии, при которых тарифы будут заморожены для РЖД, а также для Газпрома и энергокомпаний. Пока не ясно, будет ли одобрено предложение Минэкономразвития о разовом, а не поквартальном повышении тарифов. Предельные уровни роста тарифов монополий бюджетная комиссия правительства обсудит 6 июля. Главное, чтобы текущие и запланированные осенью подорожания не ударили по производителям так больно, чтобы им пришлось кардинально снижать объем производимой и перевозимой продукции в предстоящем году.

Новости по теме