В России политических преступников лишили права на суд присяжных

Дата публикации: 6 декабря 2008 года в 11:37.
Категория: Политика.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, лишающий террористов, шпионов, диверсантов, государственных изменников, а также потенциальных революционеров и организаторов массовых беспорядков права на суд присяжных.

В пятницу депутаты Госдумы занимались судебной реформой. Палата приняла сразу два законопроекта, меняющих правила деятельности судов. Наиболее важным можно считать принятый в первом чтении законопроект, который лишает террористов, шпионов и госизменников права на суд присяжных, сообщает «Газета.RU». Документ поддержал 351 депутат («Единая Россия» и ЛДПР», 34 депутата, в основном из КПРФ, были против). Напомним, что законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму» был предложен чуть менее месяца назад парламентариями-единороссами – главой думского комитета по безопасности Владимиром Васильевым и его замом Михаилом Гришанковым. Сейчас, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, террористов судят судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей. Вместо этого авторы законопроекта предлагают для террористов коллегию из трех судей. По замыслу авторов законопроекта, коллегии присяжных заседателей не вправе рассматривать дела граждан, которые обвиняются по статье 205 (террористический акт), статье 206 (захват заложника), статье 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) и статье 281 (диверсия). Права на суд присяжных лишаются не только террористы, но и, например, потенциальные революционеры либо заподозренные в измене родине или шпионаже. Из-под действия суда присяжных выводятся статьи Уголовного кодекса 212 (массовые беспорядки), 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти) и 279 (вооруженный мятеж). В пояснительной записке авторы законопроекта прямо ссылаются на то, что «в южных регионах России участились факты вынесения коллегиями присяжных заседателей оправдательных вердиктов или обвинительных вердиктов с указанием о снисхождении в отношении подсудимых». Представляющий Думе законопроект Владимир Васильев напомнил, что отпущенный судом присяжных террорист затем оказался в Беслане. Однако ни авторы законопроекта, ни один из профильных комитетов Госдумы не пояснили, почему суда присяжных надо лишать обвиняемых в шпионаже и государственной измене (по этим статьям судили, в частности, и обвиняемых в разглашении гостайны ученых)? Не объясняется и отмена присяжных для организаторов массовых беспорядков. Коммунист Виктор Илюхин, выступавший против законопроекта, предположил, что поправки могут быть превентивной мерой в ситуации экономического кризиса и возможных массовых беспорядков. С ним согласен член ЛДПР Сергей Иванов. «Сейчас финансовый кризис, люди будут выходить на улицы, а потом будут осуждены. Нас будут пинать за это, ведь это (отмена присяжных) то же самое, что тюрьма Абу-Грейб или «тройки», а у нас пока нет военного положения», – пояснил депутат на обсуждении законопроекта. Обращение против принятия документа распространили правозащитники – председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава Комитета гражданского содействия Светлана Ганнушкина и прочие. «Мы выражаем опасения, что после принятия поправок будет дан сигнал для судебных расправ над участниками массовых акций протеста, а также начнется фабрикация новых «шпионских» процессов», – говорится в тексте. По данным судебного департамента, с 2002 по 2007 год судами присяжных рассмотрено 0,5% дел. В судах общей юрисдикции рассмотрено 1185 тыс дел, вынесено 10 тыс оправдательных приговоров (0,8%), судом присяжных рассмотрено 606 дел, вынесено 239 оправдательных приговоров (39%). То есть суды присяжных выносят оправдательные приговоры в 40 раз чаще, чем суды общей юрисдикции. Однако усилия противников документа были тщетны. Еще до принятия документа автор законопроекта «единоросс» Васильев объяснил журналистам причины спешности в принятия законопроекта: «Мы так спешим и торопимся, потому что я знаю, что сейчас, в ближайшее время, будет рассматриваться один процесс, проходить в суде, на котором не исключено, что при той системе, которая существует, террористы могут выйти на свободу». Какой именно суд имеется в виду, Васильев уточнять отказался. Председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин, в свою очередь, заметил: закон не предполагает ограничения демократии или конституционных отступлений. Елена Мизулина из «Справедливой России» в ответ заметила: закон будет способствовать коррупции, так как именно суд присяжных позволяет судье не исполнять заказы власти. «Закон подобен мышеловке, в которую вместо сыра положена борьба с терроризмом», – считает Мизулина. Депутат Илюхин объяснил, в свою очередь, что закон выгоден следственным органам и оперативным службам. «Выведение из-под суда присяжных государственных преступлений означает, что у людей не будет защиты от государства и что суд присяжных спускается до самого низкого уровня», – заметил он.