Ни шагу назад!

Дата публикации: 30 июля 2013 года в 09:12.
Категория: Экономика.

Гендиректор РУСАЛА Олег Дерипаска рассказал о перспективах российской промышленности.

22 августа исполнится год с того момента, как Россия вступила во Всемирную торговую организацию. За это время стало очевидно, что мы недостаточно хорошо подготовились к работе в условиях открытых границ и в итоге оказались неконкурентоспособны не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Сегодня повышение конкурентоспособности российской промышленности - это не вопрос выбора, а вопрос выживания.

И если мы не станем конкурентоспособными, почувствуем это уже через 3-4 года. Пока уровень безработицы в России остается низким - по итогам мая 2013 года он составил 5,2 % (сравните с 12,2 % в еврозоне). Но если будут сняты все барьеры и в Россию хлынет поток готового импорта, замещающего российские товары и не стимулирующего развитие высокотехнологичных отраслей, уровень безработицы в нашей стране вырастет в несколько раз.

Пока мы не наблюдаем всплеска импорта – по итогам первого полугодия 2013 года он вырос всего на 4,4 %. Вступая в ВТО, мы надеялись, что в Россию будут ввозиться компоненты и материалы, которые не производятся у нас и которые позволят нам развивать высокотехнологичные отрасли. Однако к нам пошла готовая продукция. Более того, нужно понимать, что сейчас мы пожинаем только часть плодов и после завершения переходного периода увидим совершенно другую статистику по объемам импорта.

Если говорить об алюминии, то открытие внутреннего рынка сразу привело к тому, что серьезные трудности начали испытывать его потребители. После присоединения к ВТО пострадали, например, компании кабельной промышленности, поскольку на рынок пришла китайская продукция по демпинговым ценам. Транспорт, строительство, производители упаковки - все они оказались не готовы к конкуренции в условиях отсутствия надлежащего таможенного контроля и не совсем честной конкуренции. Это может привести к тому, что емкость российского рынка алюминия, который сейчас оценивается в 860 тысяч тонн, уменьшится, а потенциал роста рынка Таможенного союза до 2,5-2,7 миллиона тонн до 2020 года так и останется нереализованным.

Мы хотим, чтобы наши клиенты, потребители алюминия, были сильными. Это важно не только потому, что обеспечит загрузку наших мощностей, но и потому, что алюминий используется во всех отраслях промышленности, ключевых для развития российской экономики.

В этой ситуации, когда наш рынок уже открыт и назад дороги нет, нам ничего не остается, кроме как учиться выпускать конкурентоспособную продукцию. Нам нужно обновлять технологическую базу и повышать производительность труда.

Благодаря внедрению производственной системы на предприятиях «Базового Элемента» мы добились повышения производительности труда в несколько раз. За последние годы на предприятиях «Группы ГАЗ» она выросла в 4 раза, а в аграрном бизнесе - в 3 раза. Модернизации технологий способствует привлечение иностранных партнеров и локализация производства на наших мощностях. «Группа ГАЗ» успешно сотрудничает с такими ведущими мировыми автоконцернами, как Mercedes, General Motors, Volkswagen.

Разумеется, никто не будет локализовывать у нас производство только потому, что мы этого хотим. Вы не можете окупить инвестиции, если не продаете достаточно продукции. Иностранные компании будут локализовывать производство в России только в том случае, если они увидят, что это позволит им нарастить продажи. У России не так много конкурентных преимуществ, но все же они есть. И первое из них – это неудовлетворенный спрос на потребительские товары, в том числе на автомобили. Российский рынок потребительских товаров остается одним из самых быстро растущих в мире.

Второе наше преимущество – человеческий капитал. Наконец, у нас есть третий козырь в рукаве - национальная валюта, которую мы пока не научились использовать должным образом.

Чтобы быть конкурентоспособными, мы должны меняться. Никто за нас не обновит технологическую базу и не повысит производительность труда. И мы не сидим сложа руки. Но государство может и должно создать условия для промышленного роста. А сейчас условия таковы, что нам гораздо дешевле, например, отдать производство каких-либо автокомпонентов на аутсорсинг за границу, а потом импортировать их в Россию, чем выпускать эти компоненты в Нижнем Новгороде или на Урале.

Нужны кардинальные реформы финансовой, налоговой, таможенной политики. Нужно пересматривать цели кредитно-денежной политики и снижать стоимость заемных средств, повышать доступность длинных денег. Нужно не оттягивать ослабление курса рубля и более активно бороться со случаями недобросовестной конкуренции.

У России есть огромные резервы для роста производительности труда и технологического обновления. Открытый рынок - это те «предлагаемые обстоятельства», которые могут стать для нас суровой, но необходимой школой. Нам ничего не остается, кроме как засучить рукава и работать. Это единственный способ остаться конкурентоспособными.

Итоги, Олег Дерипаска, 29.07.2013

Биографическая справка

Олег Владимирович Дерипаска родился 2 января 1968 года в городе Дзержинске Нижегородской области. В 1985 году с отличием окончил усть-лабинскую среднюю школу (Краснодарский край) и поступил на физфак МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1986-1988 годах проходил воинскую службу в частях РВСН. В 1993 году с отличием окончил МГУ, а в 1996 году - Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова.

По окончании университета организовал компанию, специализировавшуюся на торговле металлами. Почти вся прибыль от бизнеса направлялась на скупку акций приватизируемых предприятий, в том числе Саяногорского алюминиевого завода (Республика Хакасия). В 1994 году стал его гендиректором.

В 1997 году создал промышленную компанию - группу «Сибирский алюминий». В 2000 году на базе группы был основан РУСАЛ, объединивший крупнейшие российские алюминиевые заводы.

В 2007 году в результате слияния активов РУСАЛа, Группы СУАЛ и швейцарской компании Glencore создана объединенная компания «Российский алюминий». Олег Дерипаска является гендиректором и членом совета директоров ОК РУСАЛ.

ОК РУСАЛ - один из ключевых активов инвестгруппы «Базовый Элемент». В ее портфель входят также «Группа ГАЗ», «ЕвроCибЭнерго» и «Главстрой».

Новости по теме