После отопительного сезона в Хакасии увеличится число банкротов в сфере ЖКХ
Дата публикации: 28 марта 2014 года в 11:16.
Категория: Экономика.
Большинство этих организаций оставили энергетикам в «наследство» миллионные долги. Уже есть прецедент и в 2014-м: в феврале стало известно о введении процедуры наблюдения в ООО «АлтайЭнергоРесурс», задолженность которого составляет без малого 4 млн рублей.
Процедура банкротства коммунальных МУПов, ГУПов и ООО как способ ухода от долгов – далеко не новый способ взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями. Но в Хакасии этот вариант «реструктуризации» долговых обязательств приобретает совершенно гротескные формы: на месте одной обанкроченной фирмы тут же возникает другая, причем производственные мощности, коллектив и зачастую даже руководитель остаются прежними. Исчезают только долги.
«Так, в с.Белый Яр вместо бакрота ОАО «Белоярский тепловодоканал» (долг – 5,7 млн рублей) на той же базе образовался ООО «АлтайЭнергоРесурс». После введения на этом предприятии процедуры наблюдения (долг 3,7 млн рублей) появились уже три самостоятельных субъекта: ООО «Виктория», ООО «Водоканал», ООО «Тепло». Этакое ветвистое коммунальное дерево, увешенное долгами, которое выросло на почве безответственности и безнаказанности, буквально за два последних года», - рассказал заместитель управляющего ОАО «Хакасэнергосбыт» по закупкам и сбыту Анатолий Худоногов.
Законодательная возможность бесконечно «трансформировать» один и тот же производственный объект, меняя лишь название и списывая миллионные долги, в Хакасии привела к десятикратному росту задолженности региональных предприятий ЖКХ. Если в январе 2010 года долг коммунальщиков составлял 36,7 млн.рублей, то к началу 2014-го, увеличившись в десять раз, он стал равен уже 366,8 млн.рублей. В целом на сегодняшний день юридические лица недоплатили ОАО «Хакасэнергосбыт» более 500 млн.рублей. т.е. доля ЖКХ в этой сумме превышает 70%.
Крайне низкая платежная дисциплина предприятий коммунального сектора в республике на 50% объясняется объективными причинами - тарифы для ЖКХ (тепло,- водоснабжение и водоотведение) ниже экономически обоснованных, а Минфин РХ не компенсирует в полном объеме убытков предприятий, предоставляющих населению коммунальные ресурсы. Вторые 50% - это попустительство чиновников, позволяющих, а зачастую и инициирующих сразу после завершения осенне-зимнего сезона расторжение договоров, заключенных с предприятиями ЖКХ. Затем деятельность такого предприятия прекращается, долги повисают в воздухе, в Арбитражный суд подается заявление о признании предприятия банкротом, а имущество прогоревшего коммунахоза передается новой фирме-однодневке.
Именно такая схема в настоящее время реализуется в Таштыпском районе. Администрация местного сельсовета своим постановлением изъяла муниципальное имущество у МУП «Таштыпское ЖКХ», накопившего 4-миллионный долг за потребленную электроэнергию, и незадолго до окончания отопительного сезона передала это же самое имущество созданному ООО «Тасхыл».
В ведении «Таштыпского ЖКХ» остался тот минимум (очистные сооружения), который позволит предприятию еще какое-то время держаться на плаву. «Объем потребления электроэнергии невелик: специалисты «Хакасэнергосбыта» подсчитали, что ежемесячные платежи МУПа будут составлять не более 200 тысяч рублей в месяц. Несложно понять, что погасить многомиллионный долг у предприятия вряд ли получится. Особенно если учесть, что весь прошлый год Таштыпское ЖКХ рассчитывалось только по исполнительным листам – и то не в полном объеме. Наверняка, логическим завершением его деятельности станет банкротство», - предполагают в «Хакасэнергосбыте». Соответственно, перспектива взыскать 4 миллиона задолженности с предприятия, у которого практически нет ни имущества, ни денежного оборота, почти сведена к нулю, сообщили в пресс-службе ОАО «Хакасэнергосбыт».
Новая коммунальная организация в Таштыпе начинает свою деятельность с чистого листа. Воспользуется ли «Тасхыл» тактикой региональных коммунальщиков, которая в финансовых взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями становится уже системной, или будет работать в соответствии с законодательством, покажет время.