РУСАЛ не планирует продавать упаковочный бизнес

Дата публикации: 9 декабря 2014 года в 11:03.
Категория: Экономика.

Компания РУСАЛ не ставит задачу продать свое подразделение по выпуску алюминиевой фольги, на долю которого приходится около 3 % от общей выручки или 313 млн долларов за 2013 год.

Об этом сообщил в интервью ТАСС директор по упаковочному бизнесу "Русала" Сергей Горячев. Но любой бизнес все время должен находиться в таком состоянии, чтобы его можно было выгодно продать, "иначе это не бизнес, а хобби", считает он.

В апреле 2014 года трейдер "Русала" - RTI Ltd заказала у Renaissance Securities оценку не ключевых активов компании, а также подготовку документов для их продажи. Среди выставленных на продажу активов разные СМИ называли, в том числе и бизнес по выпуску фольги.

Основная проблема упаковочного дивизиона "Русала" - единственного производителя фольги в России - рост китайского импорта, треть которого поставляется по "серым схемам". Кроме того, компания может перенести проект в Карелии стоимостью 200 млн евро из-за сложной ситуации на рынке фольги, сообщил Горячев. В интервью ТАСС он рассказал о дисбалансе цен на алюминий в Китае и остальном мире, потерях России от "серого" импорта китайской фольги и перспективах российского бизнеса.

Нет задачи продать

"Ранее в СМИ действительно были сообщения о том, что "Русал" может продать бизнес по выпуску фольги", - сказал ТАСС Сергей Горячев. Но у компании "в настоящий момент нет задачи продать упаковочный бизнес, дивизион нацелен на дальнейшее развитие в рамках Русала", на наращивание производства продукции с добавленной стоимостью", - подчеркнул он. "С другой стороны, бизнес, который не продается - это не бизнес, а хобби. Задача менеджмента в том, чтобы бизнес был все время в таком состоянии, чтобы его можно было выгодно продать", - полагает глава дивизиона.

Сложившаяся на мировом фольгопрокатном рынке ситуация сейчас не располагает к сделкам M&A и к созданию новых производств. "Существующий дисбаланс цен на сырье для фольгопрокатной промышленности между Китаем и остальным миром пока ставит под вопрос реализацию любых новых проектов в фольгопрокате где-либо, кроме КНР", - говорит Горячев. По его словам, все участники рынка занимают выжидательную позицию. "Крупных сделок M&A или анонсов новых проектов мы в своем сегменте сейчас не видим", - отметил он.

Емкость мирового рынка фольги сегодня составляет около 4,2 млн тонн в год. "За последние 10 лет Китай увеличил производственные мощности по фольге в 10 раз, доведя их до 2,5 млн тонн в год, что покрывает 60 проц мирового потребления фольги. Если еще 5 лет назад Китай был нетто-импортером фольги, то сейчас он нетто-экспортер - основной игрок, определяющий цену на мировом рынке фольги", - утверждает Горячев.

Отрасль смотрит на китайские цены и несет убытки

Основная проблема для производителей фольги - дисбаланс цен на первичный алюминий в Китае и остальном мире. Разрыв в рыночной стоимости алюминия между Китаем и Европой /в том числе и Россией/ достиг на сегодняшний день 530 долларов на тонну.

Дело в том, что правительство КНР целенаправленно стимулирует развитие перерабатывающей промышленности в своей стране, отмечает глава упаковочного дивизиона "Русала". Китайские фольгопрокатные заводы, в отличие от местных производителей первичного алюминия, при экспорте получают возмещение НДС /налог на добавленную стоимость/ в размере 15 %.

В результате только на закупке металла китайские производители фольги выигрывают у заводов Евросоюза, России и США по 500 долларов с тонны. При том, что вся себестоимость передела составляет около 1-1,5 тыс долларов на тонну. "Все остальные производители фольги вынуждены ориентироваться на китайский уровень цен - и нести убытки", - сетует Горячев.

"Если ситуация с разрывом цен на алюминий между Китаем и Европой не выправится в ближайшее время, то с европейским фольгопрокатом произойдет тоже самое, что и с американским - собственное производство исчезнет и заместится импортом", - прогнозирует он, отмечая, что сейчас в США "осталось всего 4-5 небольших фольгопрокатных заводов, тогда как большая часть потребляемой фольги импортируется".

10 процентов рынка фольги в России - "серый импорт"

Упаковочный дивизион "Русала", в состав которого входят три фольгопрокатных завода - "Саянал", "Арменал" и "Уральская фольга", а также "Саянская фольга", занимающаяся перемоткой бытовой фольги, является единственным производителем фольги в России. "Русал" занимает 40 % внутреннего рынка объемом около 55 тыс тонн фольги в год. Остальное - импорт. "Более половины совокупного импорта, составляющего около 30 тыс тонн, ввозятся в Россию из Китая /35 проц/ и Германии /24 проц/", - сообщил Горячев.

"К сожалению, более трети импорта из КНР ввозится через дальневосточные порты по "серым" схемам с занижением таможенной стоимости в 3-4 раза", - говорит директор по упаковочному бизнесу "Русала". По его оценкам, доля "серого" импорта фольги из Китая в Россию в стоимостном выражении оценивается более чем в 20 млн долларов при общем годовом объеме российского рынка в 220 млн долларов. Прямые потери российского бюджета из-за занижения таможенной стоимости фольги недобросовестными импортерами оцениваются в 120-130 млн рублей в год, подсчитал Горячев.

"При рыночной цене в 3,5-4 тыс долларов за тонну фольги, недобросовестные импортеры декларируют фольгу китайского происхождения по цене менее 1 тыс долларов за тонну, что в 2-4 раза меньше стоимости металла, из которого она изготовлена", - говорит он. "Названия компаний-импортеров меняются каждый год - обычно это ничего не значащие комбинации из трех букв. При этом суть сложившейся криминальной схемы остается неизменной - задекларировать фольгу по заниженной стоимости, а затем оспорить корректировку таможенной стоимости в суде, представив в обоснование заниженных цен фиктивные инвойсы /счет-фактура - прим ред/ компаний-посредников из офшорных юрисдикций", - возмущается Горячев.

Для исправления ситуации с недобросовестной конкуренцией "Русал" взаимодействует с Федеральной таможенной службой, выступает третьей стороной в судах, предоставляет материалы, позволяющие определить справедливую таможенную стоимость. "Мы рассчитываем на поддержку со стороны власти в защите своих законных интересов и надеемся, что вместе нам удастся перекрыть каналы "серого" импорта фольги", - добавил глава упаковочного дивизиона "Русала".

Проект на 200 млн евро под вопросом

Из-за сложной ситуации на рынке проект "Русала" в Карелии на 200 млн евро по перепрофилированию Надвоицкого алюминиевого завода на выпуск фольги может быть отложен, сообщил Горячев.

Надвоицкий завод производил алюминий, но предприятие работало с высокими издержками из-за энерготарифов, поэтому производство металла на нем, как и еще на пяти заводах "Русала", было приостановлено. "Русал" рассматривал возможность создания на этой промышленной площадке нового фольгопрокатного завода мощностью 60 тыс тонн.

"У нас сейчас находится в проработке проект строительства в Надвоице фольгопрокатного производства на 60 тыс тонн. Речь идет о строительстве нового современного фольгопрокатного завода с шириной прокатных станов до 2200 мм. Сейчас мы выполняем проектные работы и находимся в диалоге с ВЭБом относительно финансирования данного проекта. Он оценивается в 200 млн евро. Но текущая конъюнктура рынка пока не позволяет нам говорить, что мы можем его сейчас реализовать", - заявил Горячев. По его словам, сложная ситуация на рынке не позволяет сегодня получить приемлемые показатели по окупаемости.

В поисках новых рынков

Упаковочный бизнес "Русала" в текущих условиях сосредоточен на устранении "узких" мест в производстве и повышении эффективности, отметил глава дивизиона. "В первую очередь все наши инвестиционные проекты направлены на снижение удельных расходов, снижение себестоимости, что для нас крайне важно. Мы пока технологически отстаем от Китая и Европы, поскольку наши заводы строились 20-40 лет назад", - утверждает он. "Наши конкуренты в последние годы инвестировали в оборудование большие средства, - отметил Горячев. - Теперь время и нам усиливать технологии и наращивать мощности". "Русал" производит 90 тыс тонн фольги в год силами трех предприятий, тогда как в Китае есть заводы производящие до 300 тыс тонн фольги.

Доля упаковочного дивизиона в общей выручке "Русала", занимающегося добычей бокситов, выпуском глинозема и производством алюминия и сплавов, составляет около 3 % /313 млн долларов, согласно отчету компании/. Но это в компании единственное downstream-подразделение /глубокая переработка - прим ред/, создающее продукты с высокой добавленной стоимостью, говорит глава дивизиона.

"Две трети нашего производства фольги идет на экспорт, в основном в США и Европу, одна треть реализуется в России. На экспорт мы в основном продаем бытовую фольгу. Покупателями являются крупные компании-перемотчики, которые затем поставляют эту продукцию в крупные торговые сети, такие как Walmart, Metro, Auchan. Объемы наших экспортных поставок в Америку и Европу распределены примерно 50 на 50, небольшие поставки осуществляются также на Ближний Восток и в Латинскую Америку", - сообщил Горячев.

На внутреннем рынке сейчас компания ищет новые ниши и пытается освоить выпуск новой продукции. В 2015 году "Русал" выходит на новый для себя рынок - фольги для производства пищевых контейнеров, отметил Горячев. "Это огромный рынок, начиная от упаковки для питания в самолетах и заканчивая формами для выпечки, барбекю и т.п. По объемам рынок сопоставим с рынком бытовой фольги", - сообщил он. В будущем упаковочный бизнес "Русала" может удвоить свои продажи за счет этого рынка, если будут построены новые мощности, полагает директор дивизиона.

В рамках этой работы "Русал" инвестирует 17 млн долларов в увеличение мощности "Русал-Саянал" в Хакассии на 25 % к 2016 году - с 40 тыс до 50 тыс тонн фольги в год, в основном за счет высокотехнологичной фольги, предназначенной для изготовления гибкой упаковки. В Московской области на базе "Саянской фольги" в 2015-2016 годах планируется запустить цех по производству многослойных упаковочных материалов на основе фольги, сообщил Горячев. Достоинство этого проекта по сравнению с "Саяналом" - близость к конечному потребителю гибкой упаковки.

На сегодняшний день главная цель упаковочного дивизиона "Русала" - импортозамещение, развитие технологий и снижение себестоимости. "Мы можем на 100 % обеспечить потребность в фольге на российском рынке. Естественно, импорт будет существовать всегда, но занять львиную долю на внутреннем рынке - наша стратегическая цель", - заключил топ-менеджер "Русала".

Новости по теме