Русский экипаж вертолетоносца «Мистраль» оставил корабль и отбыл на Родину

Дата публикации: 18 декабря 2014 года в 20:26.
Категория: Политика.

Из французского порта Сен-Назер ушел учебный корабль Балтийского флота «Смольный» с российскими моряками, проходившими во Франции обучение на вертолетоносце «Владивосток» типа «Мистраль».

О том, что русский экипаж покинул построенный для России корабль написал в Facebook депутат муниципального совета города Сен-Назер от партии «Национальный фронт» Жан-Клод Бланшар.

 «Корабль «Смольный» начинает отправку (из порта Сен-Назера), ему салютуют другие корабли», - пояснил он, добавив фотографию судна, которое отшвартовалось от французского берега.

Об отбытии на Родину «Смольного» с российскими моряками в четверг, 18 декабря также сообщил один из членов экипажа, передает РИА «Новости».

А в среду, 17 декабря в Минобороны России спокойно прокомментировали возможный отказ Франции от передаче корабля «Владивосток» - первого из двух построенных вертолетоносцев типа «Мистраль». «В случае отказа передать корабли французская сторона будет обязана вернуть деньги», - заявили в оборонном ведомстве России.

Как сообщил главы комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров, который присутствовал в среду на закрытом заседании с Главой Минобороны Сергеем Шойгу, министр отметил, что возвращенные французами деньги будут направлены на программу перевооружения российской армии.

Представители французской компании DCNS, которая строит вертолетоносцы, сообщили, что российский экипаж покинет корабль «Владивосток», на котором моряки проходили обучение, до новогодних праздников.

А высокопоставленный источник в строительной сфере России сообщил, что идущее на Дальнем Востоке возведение инфраструктуры для базирования «Мистралей» не останавливается, несмотря на задержку выполнения контракта французской стороной.

В случае окончательного отказа поставить Москве два заказанных и оплаченных «Мистраля» Франции  придется вернуть России полученные деньги и неустойку за срыв контракта – всего около 3 млрд евро. При этом Россия уже подготовила все документы для подачи в суд на Францию.

Курирующий военно-промышленный комплекс вице-премьер Дмитрий Рогозин ранее уже заявил, что после истории с «Мистралями» Россия больше никогда не станет приобретать  военную технику за границей.

Напомним, в 2011 году «Рособоронэкспортом» и французская компания DCNS подписали контракт на строительство вертолетоносцев типа «Мистраль». По его условиям два корабля должны быть построены на верфях Франции и еще два по лицензии в России. При этом Франция с момента закладки первого корабля передает России всю документацию по технологии строительства вертолетоносцев.

При этом даже два первых корабля изготавливались во Франции лишь частично. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге. Затем эти части были отбуксированы на верфи компании STX France в Сен-Назере где проводилась их стыковка с головными частями и окончательная достройка.

Вооружение на корабли должны устанавливать уже в России. В Санкт-Петербурге вертолетоносцы планируется оснастить всеми необходимыми боевыми системами в том числе палубными ударными вертолетами Ка-52 «Аллигатор», по 16 штук на каждом из кораблей.

Передача ВМФ России первого вертолетоносца, который назвали «Владивосток» была намечена на осень этого года. Второго корабля «Севастополь» - на осень 2015 года.

В июне в Сен-Назер прибыли 400 моряков российского экипажа «Владивостока». Они осваивали свой новый корабль с помощью французских инструкторов. Российские моряки ходили на «Владивостоке» в море во время испытаний вертолетоносца.

Вертолетоносец "Владивосток"

Вертолетоносец "Владивосток" у пирса в Сен-Назере

А в последних числах октября разразился скандал. Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин опубликовал присланное ему от судостроительной компании DCNS приглашение на торжественную церемонию передачи «Владивостока» российскому экипажу. В приглашении указывалось, что церемония назначена в Сен-Назере на 14 ноября.

После того, как Рогозин сообщил об этом приглашении, правительству Франции пришлось публиковать официальное опровержение. А топ-менеджера компании DCNS Ива Дестефаниса, пригласившего россиян, уволили из с работы.

Отметим, что действующие в настоящее время против России санкции предусматривают, что ранее заключенные контракты в сфере военно-технического сотрудничества должны быть выполнены. Тем не менее, ряд стран НАТО, и в первую очередь США, Великобритания, Германия и Польша, ранее неоднократно пытались добиться от Франции решения не поставлять «Мистрали» России.

Так, в средине ноября восемь конгрессменов из палаты представителей США направили письмо генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу. В своем послании американские политики предложили ему выкупить или взять в аренду вертолетоносцы типа «Мистраль», предназначенные для России. В письме конгрессменов говорится: «Осознавая то финансовое бремя, которое может понести Франция, если она с полным на то правом откажется передавать эти корабли России, мы вновь призываем НАТО приобрести или арендовать их как объекты совместного использования на море».

Однако рассуждения американцев и прочих недругов России про выкуп или аренду вертолетоносцев – это сугубое словоблудие. Во-первых, построенные во Франции корабли не оснащены системами вооружений. И представляют собой по сути лишь огромные баржи 180-метровой длины. Чтобы превратить их в боевые единицы, потребуются очень серьезные финансовые и технические вложения, на которые в мире мало кто способен.

Во-вторых, для таких кораблей нужно строить специальные и тоже очень дорогостоящие пункты берегового базирования. (В России сейчас такой достраивается на Дальнем Востоке).

В третьих, «Мистрали» не могут быть переданы третьим странам, так как их кормовые части построены в России и ей принадлежат. То есть, если французы откажутся от передачи кораблей, им придется отрезать от них кормовые части и вернуть их России.

В четвертых, в случае отказа от передачи вертолетоносцев, французской стороне придется вернуть заказчику уплаченные за их постройку 1,2 млрд евро, а также выплатить неустойку в сумме от 1 до 10 млрд евро. При этом технологии по изготовлению «Мистралей» Россия уже получила в полном объеме и отечественные судостроители неоднократно заявляли, что готовы строить такие корабли сами.

В пятых, разрыв контракта принесет Франции огромные репутационные издержки. Эта страна является одним из крупнейших в мире торговцем оружием. Невыполнение обязательств по «Мистралям», наверняка заставит многих  потенциальных заказчиков задуматься и сделать выбор в пользу более надежных поставщиков вооружений.

Французам совершенно не хочется срывать сделку по «Мистралям». В Париже осознают, что финансовые и моральные убытки для них будут огромными, и ничего приятного взамен не ожидается. И ранее руководители Франция неоднократно заявляли о твердом намерении выполнить контракт по поставке кораблей.

Но на французские власти со страшной силой давят американцы. Именно они больше всех хотят «наказать» Россию, при этом за чужой счет.

Новости по теме