Россия совершила прорыв в ядерной энергетике. Создан безотходный реактор 4-го поколения

Дата публикации: 5 апреля 2015 года в 13:40.
Категория: Экономика.

Россия завершает разработку революционного ядерного реактора четвёртого поколения. Реактор «Брест», также известный как «проект Прорыв», решит такое количество международных проблем, что его разработчики имеют все основания на получения Нобелевской премии.

Ядерные станции дают нашей стране 17% электроэнергии, а на Северо-Западе России – более 40%. Сегодня в стране работают 33 энергоблока на 10 АЭС. Всё это – обычные реакторы так называемого разомкнутого цикла. Они работают на низкообогащённом уране, сильно не дожигают топливо, в результате копятся горы радиоактивных отходов.

Только в России набралось уже 18 тыс. тонн отработанного урана, и каждый год добавляется по 670 тонн. А всего в мире 345 тыс. тонн этих проблемных отходов, из них 110 тыс. тонн - у США.

На сегодня промышленные технологии переработки отходов АЭС есть только у двух стран: России и Франции. Но полностью проблему может решить только реактор нового типа, действующий по замкнутому циклу. Заодно он поможет справиться с утечками военных ядерных технологий.

Замкнутые реакторы можно поставлять любым странам, поскольку на них в принципе нельзя получить сырьё для ядерных зарядов.

Но главное – безопасность. Замкнутый цикл можно запустить на старом, отработанном топливе.

СХЕМА УСТРОЙСТВА РЕАКТОРОВ ТИПА "БРЕСТ"

Реактор 4-го поколения "Брест"

«Даже грубые подсчёты говорят, что запасов отработанного урана, накопленных за 60 лет работы атомной отрасли, хватит на несколько сотен лет генерации», – говорит доктор физико-математических наук А. Крюков.

«Брест» и есть тот революционный проект. Работы над ним начались ещё в конце 1980-х гг., их ведёт знаменитый разработчик ядерных установок для подводных лодок НИИ Энерготехники (НИИЭТ).

Но поворотным моментом для проекта стало выступление Владимира Путина на «саммите тысячелетия» в ООН. Там российский лидер пообещал миру новую ядерную энергетику, чистую, безопасную, исключающую оружейное применение. Речь шла как раз о «Брестах». С тех пор дело сильно двинулось вперёд.

В 2010 г. правительство приняло госпрограмму «Ядерные технологии нового поколения до 2015 года» с бюджетом 160 млрд рублей. Срок подошёл, проект готов, технические документы уже на госкомиссии.

А Росатом уже начал строительство завода, на котором отработанное топливо будет превращаться в обогащённые таблетки для «Бреста».

О начале строительства завода было объявлено в Томске заместителем генерального директора Госкорпорации «Росатом» Вячеславом Першуковым в рамках пленарного заседания I Всероссийского форума молодых ученых U-NOVUS. 

«Что касается инновационных проектов, тут уже звучало несколько раз слово «прорыв», то прорыв есть, он так и называется проект «Прорыв». Это создание новой формы атомной энергетики на быстрых реакторах с замыканием топливного цикла. И реализуем мы этот проект в Томске, на СХК. И в принципе, мы уже его уже начинаем реализовывать на уровне капитального строительства, это началось буквально несколько дней назад», — заявил Вячеслав Першуков.

Завод по производству новейшего топлива планируется запустить в 2017 году, чтобы к пуску реактора «БРЕСТ-300» уже была готова первая загрузка нового топлива. «БРЕСТ» должен начать работу в 2020 году. И уже в 2022 году будет запущен модуль переработки топлива для формирования безотходной технологии и замкнутого цикла. 

Первый опытный образец реактора 4-го поколения «БРЕСТ-300» получит мощность 300 МВт, серийные «Бресты» будут на 700–1200 мегаватт. Это больше мощности основной тягловой лошадки сегодняшней российской атомной энергетики, реактора ВВЭР-1000.

Помимо замкнутого цикла переработки и небывалой мощности, российский реактор нового поколения обладает и беспрецедентным уровнем безопасности. Аварии даже критического уровня диверсионного происхождения с разрушением здания реактора, крышки его корпуса не могут привести к радиоактивному выбросу, требующему эвакуации населения и появления на долгие годы отчужденных участков территории, вроде печально известной Припяти.

Константин Гурдин

Новости по теме