Картельный сговор и присвоение средств на питании в детских и медицинских учреждениях Хакасии

Дата публикации: 29 июля 2020 года в 14:02.
Категория: Экономика.

В правительстве Хакасии не понос, так золотуха. Не успел утихнуть скандал о полумиллиардном госконтракте на ремонт дорог, который достался сомнительной фирме ДСУ-7 по фиктивным документам, как вскрылся картельный сговор и пропажа бюджетных средств в области поставок продуктов питания в медицинские и образовательные учреждения региона.

Сотрудники Федеральной антимонопольной службы выявили в Хакасии факт сговора на поставках продовольствия за казенные деньги. По предварительной оценке участники картеля незаконно получили доход на сумму более 55 миллионов рублей.

Антимонопольщики выявили признаки сговора участников торгов на поставки продуктов питания в медицинские и образовательные учреждения Хакасии. Как сообщили в ведомстве, признаки сделок с признаками нарушения законодательства зафиксированы на протяжении трёх последних лет. 

Должностным лицам в соответствующих ведомствах правительства Хакасии придётся несладко. По имеющейся информации, в отношении подозреваемых в сговоре коммерсантов, уже возбуждены дела. Но также рассматривается вопрос и о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Минобразования и Госкомзакупа республики. 

В Управлении ФАС по Хакасии рассказали, что в 2017-2020 годах, при проведении торгов на поставку продуктов питания, два участника подавали заявки, используя единую инфраструктуру. В то время, как один индивидуальный предприниматель делал ценовые предложения, второй участник «молчал», не понижая цену контракта. Действия повторялись и в обратном порядке, что не характерно для поведения самостоятельных участников торгов, рассчитывающих на победу. Такие действия содержат признаки нарушения п. 2 ч. 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, сообщает пресс-служба ведомства. 

Издание «Новый фокус» уточняет, что речь идет о поставках продуктов питания в медицинские и образовательные учреждения республики. Наличие сговора поставщиков, наряду с качеством поставляемой ими продукции наводят на размышления: насколько региональная власть способна контролировать ситуацию, и кто будет нести ответственность в случае ЧП? 

Контроль, как собственно и само проведение конкурсов и аукционов, должен осуществляет республиканский Госкомитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Проще говоря, именно эта правительственная структура решает кто будет поставлять продукты питания за бюджетные деньги. А дальше исполнительная власть «умывает руки», а руководители больниц и школ вынуждены работать с теми поставщиками, которых определило им ведомство по закупкам.

Речь идет о десятках и сотнях миллионах бюджетных рублей ежегодно, хотя деньги здесь не главное. На кону здоровье и жизнь людей. Учитывая, что по решению Правительства России с первого сентября 2020 года учащиеся младших классов должны будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день, вопросы организации школьного питания должны быть сейчас на особом контроле региональных властей. Но в Хакасии, похоже, происходит тихая монополизация в секторе «социальное питание», а это несет угрозу того, что узкий пул сговорившихся между собой и с властями коммерсантов будет сбывать в школы, детсады и больницы продукцию не самого лучшего качества. 

В других регионах механизм поставок застрахован от такой угрозы путем соблюдения всех необходимых процедур, предусмотренных законодательством. Но Хакасия «пошла своим путем».  

На сайте регионального правительства размещен официальный релиз: «Детским садам, школам и медицинским учреждениям Хакасии запретили осуществлять приемку продуктов питания по государственным и муниципальным контрактам без участия эксперта уполномоченной лаборатории <…> В соответствии с поручением главы Хакасии, министерство сельского хозяйства и продовольствия республики заключило договор с ООО “Аналитик”, специалисты которого будут выезжать на каждую приемку товара по всей республике. Это сделано с целью недопущения поставки фальсифицированной и некачественной продукции…».

Сразу возникает вопрос: Как единственная частная фирма сможет проверить качество огромного объёма продукции, поставляемой  во все медицинские и образовательные учреждения региона? На сайте госзакупок только по поставке молочной продукции на 1 полугодие 2020 года значится 31 заказчик. Среди них абсолютно все районные и городские больницы, дома-интернаты, диспансеры, перинатальный центр, а также республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей “Теремок”, Училище (техникум) олимпийского резерва и Профессиональное училище №13.

И это только по одной позиции закупок в лечебные и специализированные медучреждения. Если добавить сюда еще с десяток наименований продуктов питания, и умножить на 400 школ и детских садиков, осуществляющих свою деятельность в республике, то возникает серьезные сомнения в том, насколько добросовестно будет проводится та самая «приемки продуктов питания по государственным и муниципальным контрактам…» и будет ли она проводиться вообще.

Кроме того уже ясно, что правительство Хакасии вновь допускает на торги по поставке продуктов питания в социальные учреждения, те самые фирмы и предпринимателей, которых антимонопольщики уличили в сговоре!

При этом изложенные выше причины заставляют сомневаться в способности властей контролировать, чем будут кормить детей и больных.

Вот не верится, что некая ООО-шка, с которой Минсельхоз по поручению губернатора Коновалова сейчас заключает договор на «проверку качества», реально справится с подобной задачей.

То есть пока никто не может гарантировать, что пациенты больниц и школьники Хакасии будут получать безопасное питание.

Этакий хакасский вариант «русской рулетки».

Новости по теме