Поправки «Единой России» в Закон о занятости улучшат ситуацию на рынке труда после пандемии
Дата публикации: 7 апреля 2021 года в 18:50.
Категория: Экономика.
Секретарь Московского городского регионального отделения «Единой России» Андрей Метельский, давая старт обсуждения круглого стола, отметил:
«Мы обсуждаем стратегически важную тему, которая так или иначе касается всей страны. Вопросы кадровой политики, формирования рынка труда и решения проблемы безработицы касаются всех, кто когда-либо искал работу, либо искал работников.
Сегодня много разговоров о том, как пандемия коронавируса перепахала рынок труда. Вынужденный переход на дистанционные форматы, закрытие границ для иностранной рабочей силы, ограничения на массовые мероприятия – все это, безусловно, стало серьезным вызовом. Не случайно именно эти поправки в Трудовой кодекс «Единая Россия» разработала в первые же месяцы пандемии, добиваясь защиты прав работников. Но пандемия стала лишь поводом к началу большого диалога о реформе служб занятости», - приводит слова лидера столичных «единороссов» портал ForSMI.ru.
Андрей Метельский напомнил, что действующий Закон «О занятости населения в Российской Федерации» был создан еще в 1991 году и на сегодня требует обновления.
Законопроект, который разработала «Единая Россия» по поручению Дмитрия Медведева, еще в феврале был представлен на рассмотрение Президенту Владимиру Путину и направлен на утверждение Государственной Думы.
Ключевая идея проекта такова: передать полномочия региональных центров занятости на федеральный уровень. Объединение ресурсов под началом федерального центра позволяет решить важнейшую из задач: вернуть службам занятости возможность заниматься именно тем, для чего они созданы – находить людям работу.
Важный параметр предлагаемого законопроекта – цифровизация работы по формированию рынка труда, в т.ч. на базе портала «Работа в России».
- Этот шаг давно назрел. Это правильное направление развития, которое позволит видеть полную картину трудовых ресурсов в стране и влиять на нее. А также реализовать программы содействия занятости по всей стране, а не в отдельных регионах. Идеи, которые мы с вами озвучим и зафиксируем, станут основой для поправок к первому и второму чтениям законопроекта, будут учтены в финальной редакции закона, - резюмировал Андрей Метельский.
В свою очередь, Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике «единоросс» Людмила Гусева добавила:
«Сейчас на рынке труда происходят глобальные изменения, внедряются новации в части предоставления государственных услуг в сфере занятости населения, поэтому очевидно, что назрела необходимость реформировать законодательство о занятости, которое устарело и не соответствует новым реалиям. Законопроект нацелен на решение задачи комплексной модернизации государственной службы занятости.
Общероссийская база вакансий будет переформатирована в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», наравне с очным приемом в законопроекте предлагается закрепить дистанционный формат предоставления услуг. Взаимодействие работодателей, граждан и органов службы занятости также планируется осуществлять в электронной форме» - рассказала Гусева.
По ее словам, предполагается, что специалисты центров занятости окажут необходимое содействие гражданам в регистрации на портале Госуслуг для подачи заявления с использованием единой цифровой платформы, если ранее у человека не было учетной записи на портале госуслуг. Это чрезвычайно актуально для граждан, которые по каким-то причинам были лишены возможность воспользоваться современными информационными ресурсами.
Также, как сообщила Людмила Гусева, для трудоустройства граждан планируется перейти к индивидуальному подходу поиска вакансии для каждого соискателя с учетом его реальных потребностей. Кроме того, законопроектом предполагается предоставлять финансовое поощрение предпринимательской инициативы безработных при постановке на учет в качестве самозанятого.
- Необходимо отметить, что Москва уже реализует данные задачи. В сентябре 2020 года столичная Служба занятости населения разработала стратегию снижения уровня безработицы и повышения уровня трудоустройства. Реализуется проактивный подход к трудоустройству безработных: карьерные эксперты Службы занятости населения самостоятельно выходят на безработных граждан с предложением свободных вакансий.
Надеюсь, что предлагаемые законопроектом нововведения будут способствовать реализации поручения Президента России: «Помочь гражданам, оставшимся без работы из-за коронавируса, и восстановить занятость до уровня 2019 года. Сделать это нужно до конца 2021 года — подчеркнула Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике.
Принимавший участие в круглом столе Представитель Мосгордумы в Совете Федерации России Инна Святенко заявила:
«Сегодняшний законопроект – следующий из этапов по актуализации всего законодательства о занятости. Важно создать сбалансированное правовое пространство, комфортное и для людей, и для работодателей, которое должно сохранить баланс интересов всех участников рынка труда. Для реализации этого необходимо сформировать основы нового единого рынка труда, которые отражены в законопроекте».
Сенатор Святенко рассказал о новом инструментарии, который предлагается законопроектом «Единой России»: общероссийской базы вакансий, которая станет открытой единой цифровой платформой «Работа в России». Эта платформа сделает поиск новой работы максимально доступным для граждан: без очередей, не выходя из дома.
Законопроектом предполагается, что инициатива будет реализована с помощью работодателей имеющих в штате более 25 человек и органов госвласти, которые обязаны будут размещать вакансии на сайте.
Помимо основного инструмента в поиске работы, электронная платформа станет помощником для тех, кто хочет найти дополнительную работу. И в случае определенной отметки в заявлении потоки граждан будут разделены на тех, кто намерен зарегистрироваться как безработный, и тех, кто не намерен.
Законопроектом также предусмотрено улучшение сервисов служб занятости. Например, предложено ввести норму, по которой граждане смогут проходить профессиональное переобучение не только по месту жительства, но и пребывания.
- Сразу отмечу, что наряду с расширением возможностей, расширяется и зона ответственности граждан, зарегистрировавшихся на портале. Например, неявка без уважительных причин на переговоры с работодателем, на обучение или в центр занятости будет признана отказом от поиска работы. Также в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины размер стипендии уменьшается на 25% или выплата ее приостановится сроком на один месяц, - отметила Инна Святенко.
От имении работодателей и бизнес-сообщества предлагаемые поправки прокомментировал Президент Торгово-промышленной палаты Москвы Владимир Платонов:
«Поправки носят достаточно объемный характер. Они актуализируют ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», приводя его в соответствие с современными тенденциями развития. Развитие единой цифровой платформы в системе госуслуг должно сделать решение проблемы безработицы более быстрым и оперативным. Также важно, что вводится раздел «Ответственность за нарушение закона».
Московская торгово-промышленная палата объединяет юридических лиц, но нас не может не волновать проблема занятости, поскольку в любом бизнесе работают прежде всего люди. Из-за коронакризиса многие из них оказались без работы или на грани ее потери.
У нас с 2019 года действует соглашение с Центром занятости населения Москвы. Надо объединять наши усилия. Мы охватываем огромное количество предпринимателей, которым тоже нужны хорошие специалисты и научные разработки» - резюмировал Платонов.
Интересы наемных работников на круглом столе представлял Председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Антонцев. Он заявил:
«Действующая в стране и столице система занятости населения небезосновательно считается одной из лучших в мире. Но это не означает, что она не должна совершенствоваться. В этом нас лишний раз убедила пандемия коронавируса, потребовавшая от федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления более глубокой координации действий, новых взглядов на возможности дополнительного образования и многое другое.
Следующим шагом должно стать внедрение единой федеральной цифровой платформы в сфере занятости, которая должна обеспечить электронное межведомственное взаимодействие и, что очень важно, убрать пока еще имеющиеся межрегиональные барьеры и повысить мобильность нашего трудоспособного населения».
По словам Антонцева, профсоюзы в целом поддерживают представленный законопроект. Но при этом настаивают: отдельные его положения нуждаются в дополнительной глубокой доработке.
Во-первых, в документе сохраняется нынешняя норма по обязательной явке в службу занятости. А выплата пособий с одновременным снятием с учета в качестве безработного прекращается в случае длительной, более месяца, неявки безработного без уважительных причин в органы службы занятости. Профсоюзы считают, что эта норма совершенно не соответствует «цифровой» концепции законопроекта и должна быть изъята.
Во-вторых, законопроект исключает полномочия определенного Правительством России органа исполнительной власти по утверждению перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. И это фактически блокирует действия федерального кабмина по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в отдельных субъектах страны.
В-третьих, из перечня полномочий органов исполнительной власти регионов исключается надзор и контроль за обеспечением госгарантий в области содействия занятости населения.
«Мы в свое время на уровне Российской Федерации добивались того, чтобы это было передано в региональное подчинение. И вдруг законопроект это отменяет и возвращает нас назад на несколько лет» - высказал недоумение Председатель Московской Федерации профсоюзов.
Михаил Антонцев также указал на то, что документом предлагается замена федеральных государственных стандартов, государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения стандартами, которые будут утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом принципы и требования к этим стандартам законом не вводятся.
У профсоюзов также есть вопросы относительно новой категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. Так, согласно предлагаемой норме, граждане для регистрации их в качестве безработных обязаны сообщить информацию о выборе двух вариантов подходящей работы. Получается, что до того, как ты можешь быть зарегистрирован, ты должен в электронном виде представить подтверждение, что уже искал эту работу и получить соответствующий в электронном виде ответ. По мнению профсоюзов, это не верно с учетом той ситуации, в которой находится большинство людей. Поэтому данное положение должно быть исключено.
У защитников прав наемных работников также есть вопросы к нормам, предусматривающим возможности уменьшения размера стипендии на 25%, возможной ее невыплаты на срок до 1 месяца в случае неуспеваемости или нерегулярных посещений занятий гражданином.
«Мы считаем, что основания для ужесточения штрафных санкций для граждан, не явившихся в установленный срок, нецелесообразно и несвоевременно» - подчеркнул Антонцев.
О законопроекта высказалась и Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева:
«По данным, предоставленным Прокуратурой Москвы, с января 2020 года по январь 2021 года в Москве признано безработными 308 148 человек, из них потеряли работу после 1 марта 2020 года 298 422 человека. Мэром и Правительством Москвы принимались и предпринимаются меры для поддержки безработных москвичей.
В современных реалиях граждане нередко оказываются без регистрации по месту жительства по независящим от них обстоятельствам. В таких условиях, лишившись работы, они не смогут реализовать свое право на защиту от безработицы. Таким образом, ситуация усугубляется, ставя такого человека в социально опасное положение» - сообщила омбудсмен.
Она предложила ввести в законопроект положения об оказании услуг гражданам в сфере занятости не по месту регистрации, а по месту их фактического проживания (по аналогии с оказанием медицинской помощи).
Татьяна Потяева также попросила разработчиков законопроекта обратить внимание на необходимость более полного и точного отражения в документе вопросов трудоустройства инвалидов, в том числе на удаленную и дистанционную работу, а также более четко отразить в законопроекте актуальные аспекты состояния рынка труда. В частности, роль рекрутинговых организаций, кадровых агентств.
Депутат Госдумы из фракции «Единой России», Председатель правления региональной общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимир Крупенников заявил:
«Наша фракция в Государственной Думе считает этот законопроект одним из самых приоритетных и будет всячески его поддерживать. Развитие сервисов поиска работы, цифровизация службы занятости, уменьшение количества справок, которые граждане обязаны предоставлять, – это, безусловно, неоспоримые плюсы данного законопроекта. Также считаю очень важным запуск механизмов внутренней трудовой миграции, которые позволят эффективно перераспределять трудовые потоки, обеспечивая работой прежде всего российских граждан. Очень важно, что в период кризиса, вызванного пандемией, именно российские граждане имеют приоритетную возможность трудоустроиться.
Безусловно, крайне важной является поправка, которая уточняет возможности трудоустройства инвалидов. В период кризиса и здоровым людям не всегда легко найти работу, а для тех, кто из-за объективных ограничений зачастую может трудиться только дистанционно, поиск работы становится еще более сложной проблемой. Необходимо законодательно закрепить возможность для таких людей находить работу, полезную обществу».
Крупенников заверил, что передаст своим коллегам в Госдуме все высказанные в ходе круглого стола предложения для дальнейшей проработки закона.
«Постараемся учесть все замечания ко второму чтению», - пообещал депутат.
Свои предложение высказала и Председатель РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» Наталья Карпович:
«Сейчас, когда я познакомилась с законопроектом, то увидела, что появляется единый инструмент поиска работы. Он очень хороший. Вместе с тем хотела бы, чтобы в законе была отражена ситуация, связанная с тем, что работодатель готов взять работника, имеющего детей. И здесь есть принципиальные моменты. Так, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, имеет право на бесплатную профориентацию и переобучение. При этом по предлагаемой норме ей надо будет предоставить 2 заявки на работу. Ни одна многодетная мама в этот критерий не уложится», - отметила г-жа Карпович.
Она также высказала мнение, что «многодетная мама должна иметь право на бесплатное переобучение в период до достижения ребенком 7 лет, пока не приведет его в первый класс».
Итоги дискуссии подвел Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников:
«В соответствии с Конституцией РФ всем гражданам нашей страны гарантировано право на труд и социальную защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики по вопросам содействия занятости населения на сегодняшний день определены федеральным законом от 1991 года. С момента его принятия прошло почти тридцать лет. За это время существенно изменилась структура отечественного рынка труда. Поменялись технологии, в нашу жизнь навсегда пришла «цифра», сделав многие процессы более удобными и быстрыми. В ногу со временем должны идти и органы государственной службы занятости, которые выполняют важнейшие для людей функции.
В ходе круглого стала мы всесторонне обсудили проект соответствующего закона. Документ, разработанный партией «Единая Россия» и внесенный на рассмотрение в Госдуму , предполагает передачу полномочий в сфере занятости на федеральный уровень. Это создаст единые условия для получения качественных услуг по поиску работы и предоставлению трудовых гарантий для всех граждан нашей страны во всех регионах.
Широкое общественное обсуждение данного закона, которое мы первыми начали на площадке партии «Единая Россия», позволит учесть ряд замечаний к документу со стороны работников и работодателей, профсоюзов, профессионального и экспертного сообщества. В сфере особого внимания – учет интересов инвалидов, молодых специалистов, сотрудников предпенсионного возраста. Наша задача – выработать эффективные механизмы, которые будут стимулировать компании принимать на работу граждан, нуждающихся в особой поддержке, а также - создать условия, при которых работодателю было бы выгоднее брать на работу в первую очередь россиян, а не трудовых мигрантов.
На основе прозвучавших сегодня замечаний партийная рабочая группа подготовит поправки, которые поступят на рассмотрение наших коллег из Государственной Думы ко второму чтению документа» - заверил Шапошников.