В Хакасии прошел конкурс на лучший школьный музей боевой и трудовой славы
Дата публикации: 17 сентября 2009 года в 16:18.
Категория: Общество.
Как сообщает пресс-служба Министерства образования и науки Республики Хакасия, ведомство ежегодно проводит смотр школьных музейных собраний с целью поддержать лучшие авторские программы музейной педагогики. Учитель и активисты исторического музея черногорской школы № 4 стали побьедителями конкурса «Лучший музей боевой и трудовой славы, действующий при образовательном учреждении». Это не первая награда и общественное признание школьного музейного сообщества. В 2005 году исторический музей «Чтобы помнили» стал лауреатом Всероссийского конкурса школьных военно-исторических музеев. Заложила основы школьной музейной педагогики талантливый учитель истории и обществознания, Отличник народного просвещения Российской Федерации Людмила Румянцева. Начинался исторический музей в 2002 году с «Комнаты Памяти», когда поисковые группы собрали исследовательский материал о замечательном выпускнике школы - Вячеславе Рыбине, погибшем в 2001 году в Чечне. Создавая свою первую экспозицию, школьные хранители исторических реликвий отчетливо почувствовали значимость и предназначение музея «Чтобы помнили». Именно этот музейный экспонат стал первой страницей теперь уже многогранной и основательной летописи образовательного учреждения, которое открылось в Черногорске в 1936 году в деревянном здании барачного типа. Предмет особой гордости музейных активистов – богатейшая коллекция исторических свидетельств о Великой Отечественной войне. Ее собирали всем миром – учителя, дети, родители. В течение семи лет удалось воссоздать героическое прошлое многих прославленных черногорских фронтовиков. Экспозицию о медсестре Нине Афанасьевне Русавской, дошедшей в 1945 году до Берлина, помогала создать ее дочь – учитель химии Светлана Ивановна Русавская. Самые ценные семейные реликвии подарила школьному музею и сама Людмила Ивановна Румянцева. В одной из витрин представлены водительское удостоверение, военный билет и боевые награды ее мамы - Марии Дмитриевны Волдыковой. Двадцатилетней девушкой после ускоренных водительских курсов ее мама оказалась на фронте. Нелегкую службу она несла в истребительном полку. Не раз ей приходилось под обстрелом подвозить снаряды на передовую. Героизм и стойкость были отмечены высокой боевой наградой – Орденом Отечественной войны и медалью «За победу над Японией». Близкие родственники другого черногорского фронтовика - Прокопия Евгеньевича Клименко – также доверили школьным активистам бесценные исторические реликвии. Причем особую ценность представляют не только орден Красной звезды и медали за взятие Берлина и Кенингсберга, но и два солдатских письма с фронта. Воспитательно-образовательный потенциал школьного музея в образовательном учреждении используют в полном объеме с самого начала. Больших трудов стоит собрать уникальные исторические свидетельства, не меньше сил требуется для того, чтобы оживить музейные экспозиции. Сделать их основой для научно-исследовательских работ юных историков, включить их в учебно-воспитательный процесс. За семилетнюю историю школьного музея сформировался и ежегодно пополняется отряд экскурсоводов, которые много раз побеждали в городском конкурсе школьных гидов. В минувшем году ребята подготовили девять тематических экскурсий. Причем тематика музейных уроков и направления научно-поисковой работы не являются догмой. В 2010 году исполняется 75 лет знаменитому Стахановскому движению, к которому Черногорск – город шахтеров имел самое непосредственное отношение. Школьники уже в этом году начинают поисковую работу. В минувшем году, который был объявлен Годом семьи, ученица восьмого класса Юлия Мингачёва разработала и презентовала экскурсию «Моя семья – мое богатство». На примере многодетной черногорской семьи Перевозников она представила сверстникам простую житейскую истину – не в деньгах счастье, не в славе, главной составляющей является семья. Семье Бекасовых посвятила поисково-исследовательскую работу восьмиклассница Анна Эверт. Талантливая школьница воссоздала историю рода Бекасовых – от событий на Дворцовой площади 1825 года до наших дней. А годом раньше девочка создала портретный очерк о славном представителе известной шахтерской династии Владимире Нестерове. Уникальный альбом своей семьи составила не менее талантливая шестиклассница Виктория Балаклеец. Поисково-исследовательская работа восьмиклассниц Юлии Мингачёвой и Альфии Мухамеджановой «Марш комсомольского поколения» была выполнена к 90-летию ВЛКСМ. В основе всей воспитательной деятельности – целенаправленная пошаговая работа. Здесь все начинается с конкурса творческих работ «История моей семьи». Свои родословные ребята презентуют сначала в классах, затем лучшие работы проходят внутришкольный отбор и выставляются на городской конкурс. Иногда именно это первое приобщение к историческим корням служит импульсом к дальнейшему познанию. И тогда музейная педагогика становится эффективной частью единой образовательной системы.