В России запущено созданное «с нуля» серийное производство вагонов из алюминия
Дата публикации: 16 июня 2019 года в 13:39.
Категория: Экономика.
Пробная партию алюминиевых вагонов уже прошла тестирование. Теперь возрожденное и полностью оснащенное современным оборудованием предприятие приступает к серийному производству новой продукции.
Примечательно, что еще годом ранее эта площадка считалась невостребованной, однако ситуация поменялась после того, как «Рузхиммаш» начал расширяться. Сейчас на нем производят платформы для перевозки контейнеров темпом по шесть единиц в день.
Инновационный подход заключается в том, что инженерам удалось изготовить алюминиевый сплав, который по прочности не уступает имеющимся аналогам, но превосходит их по выносливости, а также меньше весит. Таким образом, работникам предприятия удалось совместить 20-тонную тележку с облегченным кузовом.
Как рассказал гендиректор АО «Рузхиммаш» Валерий Ларин, в ближайшие три года на предприятии ожидается не только производство этих платформ, но и запуск сборочной линии нового крытого вагона, находящегося в разработке. Он должен будет появиться ближе к концу года.
Стоит отметить, что в России немного примеров, когда технологию осваивают «с нуля». Сложность производства заключается в том, что алюминий гораздо капризнее стали и работа с ним требует особых навыков. Уже в июле завод примется осваивать инновационную сварку трением с перемешиванием. Благодаря этому сборка вагонов будет полностью локализована, и помощь сторонних организаций больше не будет требоваться.
КООПЕРАЦИЯ С РУСАЛОМ
Отметим, что появление нового производства в Мордовии стало прямым следствием сотрудничества АО «Рузхиммаш» с компанией РУСАЛ.
Именно по инициативе РУСАЛа был разработан первый в нашей стране инновационный хоппер — один из наиболее востребованных типов вагонов для перевозки сыпучих грузов. Партнерами РУСАЛА в этом проекта выступили предприятие «Арконик СМЗ», поставщик алюминиевых листов и профилей, а также крупнейший в России вагоностроительный холдинг «РМ-Рейл». На входящем в его состав предприятии «Рузхиммаш» были построены 22 алюминиевых хоппера модели 19-1244, которые поступили в опытную эксплуатацию компаниям-перевозчикам минеральных удобрений.
Во время испытаний у вагонов проверялись ключевые узлы, изучались отзывы эксплуатантов, большое внимание уделялось внешнему виду. В итоге все ожидания оправдались — алюминиевый вагон по технико-эксплуатационным характеристикам превзошел стальные аналоги. Так, грузоподъемность инновационного хоппера увеличилась до 79 тонн. Благодаря высокой коррозийной стойкости и свойствам алюминиевого сплава он долгое время сохраняет привлекательный внешний вид и не нуждается в дополнительной покраске. А ввиду сниженной массы тары вагона уменьшается его воздействие на рельсы, увеличивается срок эксплуатации основных узлов.
Вагон модели 19-1244 прошел сертификацию в соответствии с требованиями регламента Таможенного союза, после чего было принято решение о его запуске в серийное производство. Поставщиком алюминия выступает РУСАЛ, листы и профили будут изготавливаться на предприятии «Арконик СМЗ» в Самаре, сваркой отдельных секций займется чебоксарское предприятие «Сеспель». А окончательную сборку кузовов и установку их на платформы будут осуществлять специалисты завода «Рузхиммаш». Для этого в Саранске была перезапущена ранее законсервированная производственная площадка, на двух сборочных линиях которой установили новейшее технологическое и сварочное оборудование, провели набор и обучение персонала. Всего на данном производстве будут задействованы около 600 работников.
Первые серийные алюминиевые вагоны пополнят парк подвижного состава РУСАЛа и будут задействованы для перевозки глинозема на алюминиевые заводы. Всего, согласно подписанным контрактам и утвержденным графикам, алюминиевая компания получит в 2019 году 200 новых вагонов модели 19-1244.
Еще одним покупателем станет группа «ЕвроХим», которая убедилась в преимуществах алюминиевых хопперов в ходе подконтрольной эксплуатации. Для «ЕвроХима» изготовят 400 вагонов.
А в 2020 году производство алюминиевых хопперов-минераловозов планируют освоить и в Свердловской области — на «Уралвагонзаводе». Первую партию — 350 вагонов — передадут РУСАЛу.
В ЧЕМ ДОСТОИНСТВА АЛЮМИНИЕВЫХ ВАГОНОВ
Алюминиевый грузовой вагон при стандартной 74-тонной емкости на 8 тонн легче стального, а значит, меньше затраты энергии на его перемещение, когда он идет порожняком. Соответственно при загрузке его емкость на 8 тонн больше.
Объем кузова нового полувагона почти на 13 кубометров больше традиционного стального полувагона, что дает громадное преимущество при перевозке легковесных грузов. Если помножить это на 12 тысяч километров (путь от Бреста до Владивостока), то выгода очевидна.
Да и выглядит такой вагон намного эстетичнее, чем традиционный стальной, причем без необходимости какой-либо покраски, что тоже немаловажно.
Кроме того, алюминиевые сплавы более устойчивы к коррозии, а срок службы изготовленного на их основе вагона составляет до 40 лет. Конечно, алюминиевый вагон дороже стального (как-никак алюминий — цветной металл), но эта разница быстро окупится сторицей.
Также нужно учитывать, что с учетом высокой себестоимости цветного металла алюминиевые вагоны проектируются таким образом, чтобы по окончании эксплуатации их можно было легко рециркулировать обратно в металл, сдать его и вернуть больше половины вложенных в кузов денег. Со стальными вагонами такого фокуса не получится.
Использованы материалы с сайтов: «Сделано у нас» и «Вестник Русала»