Систему теплоснабжения России можно полностью модернизировать за срок от 7 до 12 лет
Дата публикации: 20 декабря 2019 года в 13:44.
Категория: Экономика.
В упадке
60 лет назад Советский Союз выстроил в своих городах уникальную инфраструктуру централизованного теплоснабжения. Разработку вели большие проектные институты, и к 80-ым годам прошлого века протяженность тепловых сетей страны достигала 160 тыс километров.
После развала Союза образцовая отрасль ожидаемо пришла в упадок. По данным Минэнерго РФ, средний возраст российских станций сегодня превышает 30 лет, а износ сетей составляет 40%-60%.
Эксперт в сфере энергетики и теплоснабжения, заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов считает, что упомянутые проектные институты изначально закладывали избыточные коммуникации и мощность теплоносителей, рассчитывая, что численность населения в российских городах будет только расти.
Экономический резон
Старые рвущиеся трубы — это не только вопрос безопасности, но и экономических потерь. По словам заместителя министра энергетики РФ Юрия Маневича, потери тепла при передаче в России в 3 (!) раза выше, чем в Финляндии. При этом в платёжке рядового горожанина теплоснабжение составляет порядка 50% от стоимости всех услуг ЖКХ. И, безусловно, обидно, когда существенная часть этих средств через худые трубы улетает на ветер.
Заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов отмечает, что до тех пор, пока не будут обеспечены гарантии возврата средств тем, кто собирается перестраивать систему теплоснабжения, — прорыва, в хорошем смысле этого слова, не случится: «Вариантов модернизации два: либо государство говорит, что "я иду с инвестициями и решаю все проблемы", либо это делают частники, но не на свой страх и риск, а под гарантии, что деньги вернутся банкам, у которых они их взяли».
Эксперт добавляет, что отрасль теплоснабжения нужно, наконец, начать воспринимать как бизнес, и дать возможность предпринимателям разобраться с эффективностью этой системы.
Сейчас тарифы на тепло устанавливаются сроком на 5 лет. В них «зашиваются» объемы ремонтов на эту же пятилетку. Там, где ремонтный объем минимальный, риск аварийности в зимний период повышается в разы.
Представитель Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова приводит конкретные цифры: «Средний тариф на производство тепловой энергии в РФ — 700-800 рублей. Это стоимость тепла на ТЭЦ за одну гигакалорию. На котельных выше — 1200 рублей за производство условной единицы тепла. А вот стоимость услуги по передаче, в которую как раз зашиты ремонты сетей, сильно колеблется — от 100 до 1000 рублей за гигакалорию. И там, где в тариф на передачу зашито менее 500 рублей (а сети не новые) можно с высокой долей вероятности прогнозировать достаточно крупные ЧП на ближайший отопительный период — вплоть до 23 года».
При этом даже если в какой-то год в модернизацию будет вложено в 3-4 раза больше средств, чем обычно, рассчитывать на мгновенный эффект и безаварийность не приходится.
«Нужно системно из года в год инвестировать и перекладывать магистральные и распределительные сети, чтобы в дальнейшем число аварий удалось снизить», — подчеркнула Екатерина Косогова.
100 лет модернизации
Одним из эффективных вариантов обновления системы теплоснабжения эксперты называют метод «альтернативной котельной». Он гарантирует частникам возврат инвестиций, о котором говорил эксперт Александр Вилесов, и позволяет выстраивать стратегическое планирование на конкретной территории на многие годы вперед (а не на 4-5 лет и без гарантий, как сейчас).
Пилотный проект альткотельной уже реализован в Рубцовске (Алтайский край). Директор местного теплоэнергетического комплекса Максим Новов объясняет внедренный метод тарифообразования «на пальцах»: «Всех интересует, какой должна быть справедливая цена на тепло. Справедливая — значит, конкурентная. А откуда возьмется конкуренция? Авторы альткотельной сочинили виртуальную конкуренцию. Посчитали, сколько стоит построить котельную в этой местности (расчеты абсолютно прозрачны, на сайте Минэнерго можно посмотреть). Вбиваете всего несколько параметров — в частности, стоимость угля, электроэнергии — и рассчитываете стоимость строительства и эксплуатацию котельной. И вот она, предельно справедливая цена, которая может быть. Превысить ее теплоснабжающая организация не имеет права».
В начале 2019 года на заседании Госсовета, посвященном реформе рынка тепла, представители Министерства энергетики сообщили, что до конца текущего года 29 муниципальных образований могут перейти на альткотельную. Прогноз не оправдался: на 1 января 2020 года новую модель теплоснабжения применят всего 4 российских города: Рубцовск, Линево, Барнаул и Ульяновск.
Комментируя скромные успехи, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев (возглавляет рабочую группу Госсовета) отметил: «Пока темпы реформирования составляют менее 1% в год, то есть на то, чтобы модернизировать всю систему, понадобится 100 лет! Это падение в пропасть, нас ждет очень жесткая посадка».
Представитель Энергетического центра «Сколково» Юрий Мельников в целом согласен с такой оценкой и объясняет проблемы перехода на альткотельную отсутствием информации на местах: «Когда мы в Уфе спрашивали мэров городов, что они думают по поводу "альтернативной котельной" — они довольно уверенно начинали рассказывать, какие альтернативные варианты модернизации котельных они рассматривают (ну там, котел мы вот хотим поменять). Про новую модель рынка тепла никто слыхом не слыхивал», - отметил Мельников.
В свою очередь, представитель «Т Плюс» Александр Вилесов подтверждает, что информирование и дальнейшая «работа» с муниципальными чиновниками — главный вызов на сегодня: «Это вызов для бизнес-сообщества, нужно ходить и объяснять, как что работает. Переговоры везде идут, но идут непросто. Многие муниципалитеты заняли позицию: подождем, когда кто-то перейдет, посмотрим, зачем рисковать? Это нормальный такой, бизнесовый подход», — отметил эксперт.
Директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова к перечисленным причинам добавляет еще две. Во-первых, переход на альткотельную требует очень скрупулезных длительных расчетов для каждого отдельно взятого населенного пункта. Проект может готовиться полгода и более, потом наступает длительный период согласования: «Это цепочка. Нужно просчитать объем средств, который понадобится на модернизацию, количество труб, которые придется закупить, понять, какой объем дополнительной рабочей силы надо привлечь, с ней тоже есть определенные проблемы на рынке», — поясняет эксперт.
Вторая причина вытекает из первой. С учетом перечисленного ни одна теплоснабжающая компания не сможет одномоментно во всех городах присутствия перейти на альткотельную. «Это порвет нас», — признается Екатерина Косогова.
«Мы против безальтернативности»
В настоящий момент все теплоснабжающие компании России вошли в активную фазу переговоров с главами муниципальных образований о переходе на альткотельную.
«Т Плюс» планирует за три года перевести на новую модель рынка тепла 13 городов. Речь идет о Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Оренбурге, Владимире, Чебоксарах, Новочебоксарске, Балакове, Кирово-Чепецке, Перми, Йошкар-Оле, Саранске и Екатеринбурге.
Представитель СГК Екатерина Косогова сообщила, что ее организация планирует заключить соглашения о переходе на альткотельную с главами муниципалитетов в регионах присутствия в течение 2020-2021 годов.
Вместе с тем эксперты подчеркивают добровольный характер перехода. «Позиция СГК всегда была однозначной: безальтернативного ничего не должно быть. Альткотельная - не единственный вариант модернизации теплоснабжения, и в законе он записан как не единственный. Есть другие варианты, в том числе, с привлечением бюджетных средств», — заявила Екатерина Косогова.
Как показывают проведенные расчеты, новая модель рынка тепла — предпочтительный вариант, в основном, для крупных городов, где проживает большое количество жителей и где сроки окупаемости вложений составят от 12 до 15 лет. В маленьких поселениях с сокращающимся количеством жителей и большой протяженностью сетей возврат инвестиций возможен на горизонте 20-30 лет, что, конечно, не устраивает потенциальных инвесторов.
Для обновления теплосетей в таких территориях требуется финансирование из федерального бюджета. Минстрой РФ разработал проект программы «60% плюс» по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа свыше 60%. На эти цели будет выделено порядка 3-4 млрд. рублей.
Эксперты отрасли признают, что сегодня практически во всех городах РФ есть коммуникации с износом 60% и, если отбирать города только по этому критерию, — бюджетные миллиарды будут размазаны по стране без видимого результата. Значительно эффективнее изначально отобрать несколько мелких муниципальных образований с плачевными коммуникациями и провести там масштабную реконструкцию теплового хозяйства.
При этом эксперты уверены, даже при самом успешном варианте модернизации в ближайшие годы видимых улучшений ждать не стоит, и трубы продолжат рваться повсеместно. «Чтобы ситуация изменилась, нужны серьезные регулярные инвестиции в перестройку системы. В этом случае мы спокойно и планомерно за 7 лет приведем теплоснабжение в адекватное состояние», —говорит Александр Вилесов.
Расчеты компании СГК показывают, что существенных изменений к лучшему не стоит ожидать на горизонте 12 лет. «Но после 2030 года резонансных аварий, скорее всего, действительно станет меньше», — резюмировала Екатерина Косогова.
Источник: Lenta.ru