Россия стала крупнейшим в мире производителем нанотрубок
Дата публикации: 4 марта 2020 года в 08:16.
Категория: Экономика.
Тихая сенсация
В 2014 году, пока мир был увлечен геополитическими событиями, в новосибирском Академгородке заработала установка под названием Graphetron 1.0. На ней российская компания начала выпускать первые углеродные нанотрубки по собственной технологии. Нанотрубки по праву называют материалом будущего. Это своего рода добавка, которая придаёт различным материалам поистине фантастические свойства. Например, добавка всего 0,1% нанотрубок в алюминий увеличивает его прочность в 2 раза, добавка 0,001% в бетон делает его прочнее на 50%. При помощи нанотрубок можно увеличивать тепло- и электропроводимость материалов и творить другие «чудеса».
И, хотя нанотрубки известны более 20 лет, по ним получено 2 нобелевские премии, написаны сотни научных статей, и зарегистрировано более 10 000 патентов, наш мир они так и не перевернули. Причина банальна – это очень дорогой и сложный в производстве материал. Тонна такой «чёрной паутины» на рынке стоит до 500 млн долларов. Сделать бизнес на нанотрубках пробовали многие. За год до старта российского производства прогорел похожий проект немецкого гиганта Bayer. Причем немцы облажались при попытке выпуска гораздо более простых и менее полезных многостенных трубок.
А одностенные никто в мире кроме OCSiAl тоннами и не делает.
Так что же позволило русским учёным сделать то, что до сих пор не может повторить никто в мире?
Секрет успеха
Секрет успеха российской компании в уникальной технологии производства, которая позволила снизить стоимость продукции в 75 раз по сравнению с конкурентами. В 2016 году установка вышла на проектную мощность, а в 2018 её модернизированная версия синтезировала уже около 12 т нанотрубок. И главное, весь объём выкупается на годы вперёд. Среди клиентов компании OCSiAl тысячи производителей – российских и зарубежных, – добавки применяются в химической промышленности, машиностроении и других областях. Но, пожалуй, самым эффективным применением становится использование при производстве электроавтомобилей.
Посудите сами, добавки позволяют существенно снизить вес кузова без потери прочности, увеличить износостойкость покрышек и лакокрасочного покрытия, а главное – повысить ёмкость и срок службы аккумуляторов. Поэтому сейчас практически все мировые производители литий-ионных источников тока начали массовое производство, либо находятся на стадии предсерийных испытаний компонентов, содержащих графеновые нанотрубки OCSiAl.
После того, как стоимость российской компании перевалила за 1 млрд долларов, её причислили к так называемым «бизнес-единорогам», то есть стремительно растущим молодым компаниям с большой перспективой. Но не случится ли так, что вскоре кто-то скопирует российскую технологию, и наше лидерство растворится?
На опережение
Рост мирового потребления нанотрубок сдерживается низким предложением. Только в России есть уникальная установка, выпускающая качественный и дешёвый продукт, однако это всего 25 т в год. И, хотя проект защищён международными патентами, с каждым днём риск того, что где-то в мире будет создано нечто подобное, – растёт.
Осознавая его, компания OCSiAl сыграла на опережение и на прошлой неделе запустила в Академгородке ещё одну установку Graphetron 50, которая даст дополнительные 50 тонн нанотрубок в год. А это уже мировое лидерство не только по цене, но и по объёму. Следовательно, нам обеспечен запас времени и возможность и дальше работать над удешевлением товара и вводом дополнительных производственных мощностей. А эксперты прогнозируют ежегодный мировой спрос на тысячи тонн, так что расти есть куда.
Вот так за пределами внимания широкой общественности в нашей стране родился мировой технологический лидер, который во многом реабилитировал моду на «нанотехнологии». И если вы спросите, причём здесь Чубайс, то добавим, что «Роснано» стало первым инвестором OCSiAl и дала ему дорогу в жизнь. Сама же компания помимо «Роснано» принадлежит группе российских предпринимателей и изобретателей, которые и придумали уникальную технологию.
Источник: Афтершок