Умные решения для умных городов

Дата публикации: 2 октября 2020 года в 10:28.
Категория: Экономика.

Кузов трамвая «Витязь-М» целиком сделан из алюминия. Фото агентства «Москва»Кузов трамвая «Витязь-М» целиком сделан из алюминия. Фото агентства «Москва»

Процессы урбанизации ставят перед российским государством и бизнесом задачу развития городов как умных устойчивых пространств. А это означает применение не только новых технологий, систем безопасности, современного транспорта, но и материалов, сочетающих функциональность, экологичность, экономичность, визуальную привлекательность, – таких, как алюминий.

О перспективах умных городов и о том, какой вклад отечественная промышленность может внести в реализацию подобных проектов, дискутировали участники круглого стола Ассоциации менеджеров на тему «Устойчивые города: смогут ли новые технологии спасти мегаполисы от коллапса».

«Если 10 лет назад количество городских жителей превысило количество сельских, то сейчас уже более 3/4 всех жителей России живут в городах, – напомнила директор департамента общественных связей компании РУСАЛ Ольга Санарова. – Это имеет свои плюсы и минусы: в городах появляются, с одной стороны, новые технологии, с другой – высокий трафик и плотность населения, хаотическая застройка, производства в черте города, города дают около 80% всех выбросов углерода в атмосферу. Поэтому формирование комфортной среды и повышение экологичности – основные аспекты развития городских территорий».

«Эта тема из области футурологии, фантастики, мечтаний перешла в практическую плоскость насущной необходимости, – отметила директор по связям с общественностью En+ Group Татьяна Драчук. – Сегодня все эксперты говорят, что конкурентоспособность российских городов напрямую зависит от использования новых возможностей развития, новых технологий, повышения эффективности управления, применения современных стандартов, в том числе стандартов устойчивого развития, от того, насколько города вовлечены в межрегиональные, международные проекты. В этом смысле Россия идет по довольно конструктивному пути».

«Умный город – это тот, который использует цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления. Но самое главное, что реализация концепции умного города должна удовлетворять потребностям как настоящего, так и будущих поколений, что напрямую связано с экологией», – отметила куратор федерального проекта «Умный город» Лёля Жвирблис. А основой функционирования таких городов, по ее словам, является модернизация базовой инфраструктуры (связь, энергетика, транспорт и т.д.).

Мария Спиридонова из Deloitte отметила, что многие умные технологии, например, в части энергосбережения, уже используются крупным бизнесом, и их можно проанализировать для возможности применения в практике умных городов. «Поэтому в этих вопросах коллаборация местных властей и крупного бизнеса была бы логичной. Города могут брать пример с крупных предприятий», – сказала эксперт.

Россия внедряет собственные практики в области развития умных городов и активно участвует в успешных международных инициативах. В том числе от этого зависит конкурентоспособность российских городов в будущем. «Устойчивое развитие - огромное пространство для инноваций, развития, открытия новых бизнесов и важное направление извлечения рыночных преимуществ», – отметил юрист Baker McKenzie Роман Ишмухаметов.

Об инновационных проектах Алюминиевой ассоциации, которые отвечают требованиям умного города, рассказал представитель организации Петр Лихолитов. По его словам, алюминий сейчас становится все более востребованным в архитектуре, строительстве и дизайне, в общественном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, при зонировании общественных пространств благодаря своим свойствам.

К ним относят его легкость, стойкость к коррозии, относительную дешевизну (например, в сравнении с медью), прочность и пластичность. А факторами, которые предопределяют выбор потребителями алюминиевых решений, являются безопасность, технологичность материала, связанное с его применением энергосбережение, экологичность (возможность переработки).

Очень высоко оценивают перспективы его применения архитекторы и строители, отметил Петр Лихолитов. В качестве примера он привел ставший знаменитым Центр художественной гимнастики Ирины Винер в «Лужниках». Козырек здания, повторяющий изгибы гимнастической ленты – одного из основных снарядов, которыми пользуются гимнастки – выполнен из алюминия: это легкий материал, позволяющий делать очень необычные конструкции, которые сложно воспроизвести из других материалов.

Алюминиевым является и каркас стеклянной крыши над двумя внутренними дворами реконструируемого Политехнического музея в Москве, продолжил представитель Алюминиевой ассоциации. Особо легкий алюминиево-магниевый сплав, который традиционно используется в авиационной промышленности, был применен для такой крупной строительной конструкции – прозрачной кровли комплекса общественных зданий. Это позволит задействовать крышу для размещения крупных объектов экспозиции, например, подвесить под куполом макет самолета в натуральную величину.

Решения на основе алюминия применяются и в интерьерах оборудования для зонирования общественных пространств, что особенно актуально во время распространения коронавируса. Это перегородки-экраны для офисов открытого типа и учебных заведений, «коконы» для столиков ресторанов и кафе, индивидуальные кабины для дезинфекции на предприятиях.

Лихолитов рассказал, что в транспорте крылатый металл применяют, в частности, производители трамваев: в «Витязе-М» из алюминия целиком сделан кузов, в «Корсаре» алюминий применяется в интерьере салонов и кабин вагонвожатых (например, при оформлении мониторов, потому что алюминий хорошо отводит тепло – оборудование не греется). «Алюминий на 20-40% снижает вес конструкции в сравнении со сталью: трамвай становится легче, нагрузка на рельсы снижается, по подсчетам специалистов, суммарная экономия от использования в парках 100 алюминиевых трамваев за 30 лет составит более 3,5 млрд руб.», – отметил Петр Лихолитов.

Задействованы алюминиевые решения и на объектах транспортной инфраструктуры. Они заметны, например, в оформлении столичной станции метро «Румянцево». «Если в Нью-Йорке или Берлине подземка играет скорее утилитарную роль, то в Москве это всегда произведение классического или современного искусства, – напомнил Петр Лихолитов. – Благодаря алюминию здесь можно делать яркие неожиданные решения быстро и с большой эффективностью».

Другие примеры - фасады аэровокзального комплекса «Симферополь» или международного аэропорта Красноярск. А еще алюминиевые пешеходные мосты: они практически невесомы, конструкцию можно собрать за несколько минут, в то время как железобетонный мост устанавливается несколько дней с перекрытием движения. В России таких мостов уже несколько. Кроме того, благодаря легкости и высокой технологичности алюминий используется при создании с помощью 3D-печати протезов. В Москве, в частности, выпускаются рамки для биопротезов, которые сами по себе являются еще и гаджетами: в них могут быть внедрены технологии бесконтактной оплаты, часы, мобильный телефон - любые инновации, которые облегчают жизнь. «Это еще одна технология применения, которая позволяет человеку встроиться в ритм умного города», – заметил Петр Лихолитов.

Источник

Новости по теме