Затраты на СВО оказались ничтожны для российской экономики
Дата публикации: 22 августа 2024 года в 16:18.
Категория: Экономика.
Скриншот кадра видео Минобороны России
Понятно, что люди слушают то, во что хотят верить, но это искажает не только высказывания ищущих дешевой популярности экспертов, но и сам новостной фон. В погоне за хайпом СМИ делают "сенсациями" ничего не значащие события, совпадающие с запросом публики на "страшную жуть". Но при этом полностью игнорируются действительно значимые данные, для получения которых требуются минимальные усилия. А самое главное - они никого не напугают до поноса.
Попробую проиллюстрировать это на нескольких примерах.
Пожар на российском НПЗ от попадания украинского дрона – это просто лакомая для СМИ картинка, которая вовсе не говорит о вероятности возникновения дефицита топлива. Первым реальным сигналом о том, что кто-то в правительстве РФ хотя бы теоретически допускает, что атаки на НПЗ могут создать хоть какие-то минимальные проблемы для армии, будет рост акцизов на топливо. Не на 5% в год, как сейчас, а хотя бы на 25%. Вторым – кратное увеличение акцизов. В стране, где гражданское потребление топлива во много раз превосходит военное, никаких других мер понадобится не может даже в теории. Сократить праздное гражданское потребление, параллельно пополнив бюджет – единственная разумная мера. А раз таких мер нет, это значит, что никто в правительстве РФ не считает атаки на НПЗ сколь-нибудь серьезной угрозой даже в долгосрочной перспективе.
Серьезное обсуждение атак на российские НПЗ в принципе подрывает мою веру в разумность человечества. Потому что разумные люди могли бы примерно посчитать, что военное потребление топлива это лишь 2-3%, но точно не 5%, от мощности переработки российских НПЗ. Причем их довоенная мощность в 2,5 раза превышала внутреннее потребление, Россия много экспортировала. А это означает, что мощности любого далекого от ЛБС сибирского НПЗ с лихвой покроют все потребности фронта.
Вот исторический пример. В мае 1944 года на НПЗ фашистской Германии было сброшено 200 000 тысяч тонн бомб, при попадании «точно в перерабатывающие конструкции» 2,5% из них (данные из отчета Стратегической авиации США от 1947 года). И это привело к падению производства топлива на 60%.
Повторю для тех у кого плохо с математикой, за один месяц 1944 года в немецкие НПЗ «точно в перерабатывающие конструкции» попал объем взрывчатки эквивалентный 11 000 Storm Shadow или нескольким сотням тысяч дронов. Это снизило выработку германских НПЗ на 60%. Хуже того, после попадания эквивалента сотни Storm Shadow или нескольких тысяч дронов «точно в конструкции», НПЗ возобновлял производство топлива через 3-5 дней. Дней, Карл! Для фронта не нужен Евро-4, почти все, что нужно для фронта, можно делать по технологиям 1944 года.
Еще раз переформулирую для совсем непонятливых: если брать бомбардировки Германии за эталон, то точное попадание 11 000 Storm Shadow (их столько не существует физически) или нескольких сот тысяч дронов в российские НПЗ в течение месяца снизит их производство … до объемов текущего потребления топлива в России, включая гражданское, и минимум раз в 15 перекрывающих военное.
Доподлинно зная эти легко проверяемые факты (мы ж не на псевдоисториков опираемся, а на официальный отчет американских военных, делавшийся со всем тщанием в течение 2 лет для практической оценки эффективности бомбардировок) я не понимаю каким уровнем игнорирования реальности нужно обладать, чтобы в принципе хоть на секунду серьезно обсуждать влияние редких разовых атак украинских дронов на НПЗ как что-либо иное, чем духоподъемный для киевского режима пиар. Но в редакциях СМИ мозгов нет и для них важна только цепляющая за эмоции картинка.
Вот уж два года многие лжепророки, предсказывающие крах российской экономики, мусолят тему о неких «замороженных в Индии рупиях», которые Россия, якобы, не может забрать. Однако факт того, что у кого-то из российских экспортеров есть какие-то проблемы с платежами из Индии, не дает нам никакой информации о системе в целом. От слова «совсем».
Для понимания происходящего в реальности значение имеет лишь тот факт, что весь период войны российский экспорт в Индию не только продолжался, но и рос в объемах. И никак невозможно себе представить, что многие тысячи частных бизнесменов из России продолжали посылать в Индию товары, не имея возможности выручить за них деньги. Если у кого и возникали проблемы, то в массе они их решили. О проблемах с расчетами может свидетельствовать только сокращение товарооборота и ничего больше. А российско-индийский товарооборот не сокращается, а быстро растет.
Аналогично, постоянно выдергиваются и массово муссируются новости о чьих-то проблемах с китайскими банками, или о вторичных санкциях, применяемых к этим банкам. И это снова информация, создающая лишь ложные представления о происходящем.
Значимая информация состоит в том, что китайская таможенная служба регулярно сообщает о росте экспорта из Китая в Россию. (Хотя в опасении вторичных санкций, им имело бы смысл изо всех сил занижать, а никак не завышать эти объемы). Если десятки тысяч китайских бизнесменов продолжают отправлять в Россию свои товары во все возрастающих объемах, значит никаких системных проблем с расчетами нет и в помине. У кого-то конкретно они может и есть, но на системном уровне прибыли от торговли кратно превышают существующие риски.
Если какой-то "эксперт" насчитал на каком-нибудь складе хранения уменьшение числа танков, эта информация, наверное, может быть полезна для вражеской военной разведки. Однако она ничего не говорит о грядущих проблемах с бронетехникой в российской армии. Реальным сигналом о том, что такие проблемы надвигаются будет объявление о том, что автозавод ГАЗ вместо новой Волги начал производство мангало-мобиля «отважный бронежаб».
Здесь уместно вспомнить фразу Путина про «мы всерьез не начинали». Даже в США, когда они воевали «всерьез», запрещалось производство автотранспорта для частных нужд. Во «всерьез» воюющих странах конфискуют частные автомобили и трактора для фронта, а не производят их сотнями тысяч для гражданских потребителей. Когда все «всерьез», то даже автомастерские, не говоря уже об автозаводах мобилизуют на производство чего-то околовоенного. Наверное, ГАЗ не способен производить танки, но в военных действиях кроме танков нужна самая разнообразная бронетехника. И если ГАЗ вместо этой бронетехники производит новый премиальный автомобиль, то очевидно, что серьезных проблем с бронетехникой никто не ожидает.
На какие события/данные стоит обращать внимание?
Прочтя тысячи глупых комментариев, я давно понял, что категории вроде ВВП слишком сложны для понимания большинства, а еще есть плоскоземельщики от экономики, которые верят в возможность незаметного экспертам искажения экономической статистики и существование «реальной инфляции». Поэтому дам пример ДЕЙСТВИТЕЛЬНО значимой информации о состоянии российской экономики, из разряда того, что можно потрогать ФИЗИЧЕСКИ.
И в 2022, и в 2023 были поставлены рекорды по вводу жилья за всю историю этой страны. В 2023 было введено 110 млн квадратных метров жилья. Это на 20% больше, чем в доСВОшном 2021-м и на 39% больше, чем среднее значение показателя за 10 лет до начала СВО. В 2023 году было уложено 188 млн кв.м. асфальта, это тоже абсолютный исторический рекорд. На 33% больше чем в мирном 2021-м. По всем этим дорогам и мостам можно физически проехать или посмотреть на них со спутников.
Эти рекорды показывают, какой резерв ресурсов потенциально можно перебросить из этой сферы на военные нужды. Если это действительно понадобится.
По состоянию на 2023 год в строительстве было занято 11,5 миллионов человек. Это в 2-3 раза больше, чем вся совокупность занятых в армии, ее обеспечении и на предприятиях ВПК. Иными словами, сокращение гражданского строительства в два раза до уровня начала 2010-х годов, с точки зрения высвобождаемого персонала позволит удвоить армию и ВПК по численности.
За первое полугодие 2024 года в строительстве было использовано 18,2 млн тонн стали. При этом ВСЕ машиностроение (включая гражданское) потребило лишь 2,6 млн. тонн, из которых на ВПК приходится в лучшем случае 1/3 (скорее сильно меньше, т.к более половины это автомобиле- и вагоностроение). Прирост потребления стали машиностроением 1 полугодие 2024 к аналогичному периоду прошлого года – 0,2 млн тонн. Это максимальная оценка увеличения военного потребления стали. В реальности, большая часть роста потребления пришлась на автомобилестроение.
Сформулирую иначе: все военное потребление стали за полгода 2024 составило максимум 0,9 млн тонн, и выросло максимум на 0,2 млн тонн к аналогичному периоду прошлого года. За тот же период в стройке было закопано 18,2 млн тонн (!) Сокращение гражданского строительства до уровня начала 2010-х позволило бы увеличить потребление стали ВПК в 10 раз.
Вообще потребление стали – отличная иллюстрация «всерьез не начинали». С учетом того, что Россия продолжает быть крупным экспортером этой самой стали, примерные расчеты (никто не публикует данных конкретно по ВПК, но можно получить диапазон обратным счетом из коммерческой аналитики Северстали) говорят о том, что на потребление ВПК по всей совокупности приходится 1,5-2,5% (точно не 5%, но вряд ли 1%) от всей произведенной в стране стали. Может ли «всерьез воюющая экономика» тратить на военные нужды 2% производимого ей ключевого расходного материала войны? Может ли она тратить на нужды гражданского строительства в 20 раз больше стали и в 2-3 раза больше людей, чем на военное нужды?
Всерьез воюющая экономика не строит автострады и мосты за тысячи километров от линии фронта, не разбазаривает людские и материальные ресурсы на улучшение жилищных условий в глубоком тылу, не позволяет тратить дефицитные ресурсы на гражданское потребление. Всерьез воюющие страны не имеют бюджетного дефицита 2% ВВП как Россия сейчас. В США 1943 дефицит был 27% ВВП, в Англии во время войн он превышал 30%, про Германию даже говорить бессмысленно.
Более того, сегодняшний дефицит бюджета ведущей боевые действия России меньше, чем в абсолютном большинстве не воюющих развитых стран. Всерьез воюющие страны, не тратят на выплату пенсий пенсионерам в 1,5 раза больше денег, чем на военные расходы. Испытывающие проблемы бюджеты режут социальные расходы, чего пока «всерьез не начинали». Этот список можно продолжать бесконечно
И вишенка на торте. В 2023 году в Москве ввели в строй 13 станций метро и еще 74 станции новой наземки (Собянин говорил даже о 130 станциях, но насколько я смог разобраться, эта цифра видимо включает реконструированные и задваивает станции с пересадками). Я когда эти цифры прочел — не поверил. Даже написал паре человек в Москву с просьбой подтверждения информации. Это больше чем когда-либо в истории. Это больше чем за все время правления Лужкова. Это экстраординарный показатель даже по мировым меркам. Метро — штука дорогая.
Сформулирую иначе: за 2023 год длинна линий метро+наземки в Москве увеличилась на эквивалент двух киевских метро. За год введено два киевских метро, Карл! Ну или 4/5 от метро Берлина всего за один год, в якобы испытывающей проблемы экономике. Те, кто не понимает ВВП и не верует в статистику может пройтись по этим станциям или прогуглить их фото. Особо въедливые – посчитать число станций и длину линий.
Понятно, что многое из этого строилось давно, однако во «всерьез воюющей», испытывающей проблемы с бюджетом, стране никто не будет два боевых года достраивать супер-дорогой и никак для войны не нужный объект.
Резюмирую: публика уж два года как принимает за информацию самовоспроизводящийся контур формирования вымышленной реальности. Откровенно глупые или гонящиеся за лайками эксперты. СМИ тиражируют инфоповоды, по сути, не являющиеся информацией. Все это формирует коллективные представления, полностью оторванные от реальности.
Бог с ней с публикой, ей можно и попугая Кешу, выдав его за профессора, транслировать. Однако в этой искаженной реальности живут и люди, принимающие решения.
Есть байка, что, когда долгие споры проектировщиков о параметрах лунного грунта ни к чему не привели, Королев написал резолюцию: «для целей проектирования лунохода считать Луну твердой». Так вот. Для целей анализа перспектив войны на Украине следует считать российские экономические ресурсы бесконечными. От слова «совсем». Экономика может сыграть решающую роль в новой холодной войне на несколько десятилетий. Но в масштабах конфликта конкретно с Украиной нужно думать о чем угодно, но только не о российских экономических проблемах. С экономической точки зрения Россия и правда «всерьез не начинала».
Автор: Дмитрий Некрасов
Примечательно, что автор - это оппозиционер, с 2014 года живущий на Кипре. Россию и её власти он не любит. И даже при этом на основании объективных вынужден признать то, что экономика России от ведения СВО не пострадала от слова совсем.