Что делать, если ваш аккаунт в Госуслугах взломали – советы экспертов жителям Хакасии
Дата публикации: 28 ноября 2024 года в 12:23.
Категория: Общество.
Фото: Отделение Банка России в Республике Хакасия
Владимир Алферов, заместитель управляющего Отделением Банка России в Хакасии:
«Сегодня одной из самых распространённых схем обмана стал взлом аккаунта в Госуслугах. Самое меньшее, что могут сделать злоумышленники – получить конфиденциальную информацию о человеке. Мошенники узнают кредитную историю жертвы, размер счета в банке, размер долга при наличии, а также другую финансовую информацию. Ее они используют уже при реализации различных многоходовых сценариев, когда звонят множество псевдосотрудников госорганов и Центрального банка. Убеждают снять деньги со счетов или взять кредит и перевести все на безопасные счета. Еще один неприятный вариант развития ситуации - мошенники могут оформить на вас онлайн-кредиты и микрозаймы. Мы постоянно говорим, как избежать взлома аккаунта в Госуслугах – нельзя ни в коем случае сообщать кому бы то ни было код из СМС. Но сегодня мы ходим дать алгоритм, как действовать, если вы уже стали жертвой и потеряли контроль над своим личным кабинетом».
1. Итак, первое, что нужно сделать – восстановите доступ к учётной записи. И восстановите пароль. Это можно сделать:
- на Госуслугах — если телефон или электронная почта указаны в личном кабинете и есть доступ к одному из контактов.
- Онлайн через банк — если нет доступа к телефону или почте из личного кабинета.
А лучше всего во всех случаях обратиться лично с паспортом в ближайший центр обслуживания. Как только войдете в свой аккаунт - проверьте, ваш ли номер телефона указан в личном кабинете.
2. Шаг № 2: защитите учётную запись.
Мы настоятельно рекомендуем подключить контрольный вопрос и другие возможности для защиты учётной записи. Мошенники не смогут узнать девичью фамилию вашей матери, к примеру. Вариантов вопросов множество. И именно этот способ защиты сегодня один из самых действенных. Это не четыре цифры, которые можно завуалировать, как угодно.
3.Также необходимо выйти из учётной записи со всех устройств, кроме текущего.
Перейдите в личный кабинет → Профиль → Безопасность. Во вкладке «Действия в системе» нажмите «Выйти». Во вкладке «Моб. приложения» нажмите «Выйти» из тех приложений, в которые вы не входили.
4. Следующий шаг - посмотрите, где использовалась учётная запись.
Перейдите в личный кабинет → Профиль → Безопасность → Действия в системе. Проверьте, не было ли подозрительных действий в учётной записи, чтобы понять, в каких организациях мошенники хотели взять кредиты. Обращайте особое внимание на упоминания банков и микрофинансовых организаций (МФО). Свяжитесь с этими организациями. Уточните, есть ли заявления от вас, и сообщите, что их подавали не вы. Проверьте и отзовите разрешения и согласия. Все это делается в личном кабинете. Можно попросить помощи в чате.
5. Не лишним будет проверить заявления и уведомления.
Проверьте список поданных заявлений и ленту уведомлений за то время, пока у мошенников был доступ к вашей учётной записи.
Обычно они запрашивают обновление данных электронной трудовой книжки (ЭТК), индивидуального лицевого счёта (ИЛС), 2 НДФЛ, чтобы узнать больше финансовой информации о вас
6. Убедитесь, что на вас не взяли кредит.
Запросите на Госуслугах список бюро кредитных историй (БКИ), в которых хранится ваша кредитная история. Закажите в БКИ отчёты. Это можно делать бесплатно 2 раза в год, дальше — платно. У каждого бюро свои тарифы и условия. Посмотрите, какие заявки на кредиты подавались от вашего имени. Если на вас взяли кредит — срочно обратитесь в банк или МФО и сообщите, что заявку на кредит подали мошенники.
7. И конечно же, подайте заявление в МВД.
Это нужно сделать, даже если в кредитной истории нет неизвестных вам заявок на кредит. Мошенники могут использовать ваши данные позже, если у них останется доступ к учётной записи на Госуслугах. Поданное заявление поможет доказать, например, что кредит или заём оформляли не вы.
Подготовлено пресс-службой Отделения Банка России в Хакасии