Светлое будущее России на фоне черных дней Америки
Дата публикации: 14 ноября 2008 года в 15:43.
Категория: Политика.
США уже столкнулись – или в ближайшее время столкнутся – с проблемами, которые пережил накануне своей гибели Советский Союз. Состояние крупнейшей в мире экономики вынуждает нового американского президента стать миролюбивым, скромным и уступчивым. Предвыборные обещания Барака Обамы уже начали сравнивать с идеями «перестройки» Михаила Горбачева. А недоброжелатели и вовсе пророчат новому президенту трагическую судьбу Джона Кеннеди.
О том, какие проблемы стоят перед новым главой Белого дома, каких шагов нам следует ждать от Барака Обамы и его администрации – рассказывает директор Института США и Канады РАН
Сергей Рогов. Интервью с ним опубликовал
еженедельник "Шанс".
Курс на однополярный мир потерпел крах
– Есть два вопроса, по которым у нас дикое количество специалистов, – это футбол и Америка. Количество абсолютно некомпетентных людей, рассуждающих об этом в СМИ, потрясает! Один наш корреспондент в США недавно, например, заявил, что республиканцы наконец-то потеряли большинство в Сенате. То есть товарищ просто не знал, что это произошло два года назад! А что такое коллегия выборщиков – многие до сих пор понять не могут...
Результаты этих выборов я бы кратко сформулировал как конец эпохи. Завершается целый пласт времени, который длился несколько десятилетий. США стали сверхдержавой, а после окончания холодной войны попытались выстроить однополярный мир с Америкой в качестве единственной сверхдержавы. Теперь становится ясно, что этот стратегический курс потерпел крах. Попытка закрепить за собой роль мирового полицейского сильно ослабила американский бюджет. Ни в Ираке, ни в Афганистане конца войнам не видно. Армия истощена. Третью полномасштабную войну Америка вести уже не в состоянии.
Забыли про «невидимую руку» рынка
– Уже несколько месяцев американская финансовая система находится на грани развала. За это время американское правительство выбросило на финансовый рынок больше двух триллионов долларов – и пока неясно, удалось ли стабилизировать ситуацию. Отчеты за третий квартал в реальной экономике показывают совершенно пугающие цифры. Сейчас уже не стоит вопрос: будет рецессия или нет, а – насколько сильной она будет. Эта ситуация потрясла американское общество. Число американцев, которые считают, что страна идет неправильным путем, составляет 92 процента. В условиях кризиса администрация Буша забыла про неолиберальные принципы, где регулятором экономики выступала «невидимая рука» рынка. Государство теперь выступает в роли спасителя крупнейших финансовых и промышленных компаний. Деньги выделяются колоссальные. И самое интересное – никто не знает, поможет это или нет.
Крупнейший мировой должник
– Американцы привыкли жить хорошо. Американский доллар был мировой валютой. Американская армия могла подавить каждого, кто был с этим не согласен. При этом уровень налоговой нагрузки в США в два раза меньше, чем в Европе. А уровень жизни очень высокий. Как же эта загадка объясняется? Государство просто живет в долг! Дефицит федерального бюджета на протяжении многих лет составляет два, три, четыре процента. В нынешнем году, после всех колоссальный финансовых вливаний, дефицит может достигнуть триллиона долларов. Как Америка при этом до сих пор существует? США потребляет за свои деньги товары и услуги. Страны, которые их производят, уже несколько десятилетий вкладывают часть прибыли в американскую экономику. Грубо говоря, полтора процента мирового ВВП Америка «проедает» бесплатно! При этом страна стала крупнейшим в мире должником. А кредиторами выступают Китай, Япония, Евросоюз, страны Карибского бассейна. Мы – на пятом месте.
Прообраз страны третьего мира
– Барак Обама, конечно, – незаурядный политический деятель. Классический маргинал, который еще четыре года назад был мало кому известен, Обама почувствовал, что американский народ хочет перемен. И он смог убедить избирателей, что он – тот человек, на которого можно положиться. При Обаме демократы окончательно стали партией большинства. А если вспомнить, что белое население, которое традиционно поддерживало республиканцев, скоро станет в Америке меньшинством – прослеживается тенденция, что в ближайшие десятилетия Америкой будут управлять демократы. Немаловажный момент: американская демографическая ситуация очень серьезно меняется. Тридцать лет назад 90 процентов всех избирателей в США были белыми. На нынешних выборах белое население составляло всего 74 процента. К 2050 году белые американцы будут составлять меньше 50 процентов населения. То есть по своему составу США скоро будут напоминать страну третьего мира.
Непопулярные меры
– На выборах принято обещать всем все и забыть на время про неприятные вещи. Но выборы прошли, а проблемы в американской экономике остались. Нужно прекращать жить не по средствам. И либо резко повышать налоги, либо резко сокращать государственные расходы. Либо и то, и другое. А кому это понравится? Возникает вопрос: пойдет ли Обама на перестройку внутренней и внешней политики? Я абсолютно убежден, что он не знает, что он будет делать в первые сто дней правления.
Так или иначе, Америке нужно приспосабливаться к многополярному миру. Ей нужно учиться договариваться с Европой, Китаем, Россией. Нужно создавать новые правила регулирования финансового рынка.
«Вторую щеку» подставлять не будем
– Обама – сторонник радикального сокращения ядерных вооружений. Я не исключаю, что летом-осенью 2009 года Россия и США подпишут новый договор, который заменит СНВ-1 (Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений – прим. авт.), истекающий в декабре 2009 года. Ясно, что такой договор Россия подпишет только в том случае, если американцы откажутся от планов развертывания ПРО в Восточной Европе.
По иранской и северокорейской проблемам Америке опять же нужно договариваться с Россией. Будут вопросы, по которым проблемы сохранятся, а может быть, и будут возрастать. Например, расширение НАТО. В декабре администрация Буша сделает очередную попытку принять Украину и Грузию в Североатлантический союз. Это вряд ли удастся, но в апреле 2009 года НАТО будет праздновать 60-летие. Среди советников Обамы есть такие известные русофобы, как престарелый Збигнев Бжезинский, но есть и молодые, для которых игры холодной войны – дела прошлого.
Несомненно, что при Обаме в США начнется серьезная перестройка. Результаты ее сейчас предсказать трудно. В российско-американских отношениях не нужно ждать мгновенного улучшения. Но если на первый план выйдет СНВ-1, размещение Системы ПРО и российских ракет «Искандер» в Калининграде, то ситуация потребует немедленного решения. Договор об обычных вооруженных силах в Европе «не жив, не мертв». Скорее «не жив» – после того, как мы год назад объявили мораторий. То есть полный развал всей системы контроля над вооружениями и возобновление гонки вооружений без правил – причем многосторонней – с участием также Индии и Китая. Вступление Украины и Грузии в НАТО может подтолкнуть к такому развитию событий, поскольку Россия ясно дает понять, что «вторую щеку» мы подставлять не будем. Хотя шансы, что мы будем пытаться договориться, тоже велики. Недавнее обращение президента Медведева к Федеральному собранию – это, с одной стороны, приглашение США к диалогу, а с другой – напоминание, что Россия дальше не намерена позволять действовать вопреки своим интересам.
Станет ли Обама вторым Рузвельтом?
У американцев еще со времен колонистов существует представление, что Америка – это пуп Земли: «The sunshine city on the hill» – «Сияющий град на холме». Еще пять лет назад американская элита всерьез рассуждала, что однополярный мир будет существовать на протяжении всего XXI века. Сейчас же в США про однополярный мир забыли. Обама из разговоров своих советников прекрасно понимает, что сейчас Америка – всего лишь первая в клубе почти равных. И уже первый год его пребывания у власти покажет, готовы ли США считаться с российскими и другими интересами или нет.
Напрашивается сравнение Обамы с Рузвельтом. И тот, и другой пришли к власти в самые тяжелые для Америки времена. Правда, кризис сейчас гораздо шире. Требуется очень сильный лидер. Сможет ли стать Обама вторым Рузвельтом – я не знаю. Но потенциал у него, безусловно, есть. Он все время учится на ходу. Во время этой избирательной кампании он не сделал ни одной серьезной ошибки. Но блестящая избирательная кампания еще не говорит, что он будет успешным президентом. Поживем – увидим...
Вадим Невареных, специально для газеты «Шанс»