В Новосибирской области уберут стихийные памятники жертвам аварий

Дата публикации: 16 марта 2009 года в 17:11.
Категория: Авто.

В Новосибирской области дорожники решили не только запретить устанавливать на обочинах дорог памятники жертвам автокатастроф, но и перенести большинство уже существующих памятников в специально отведенные для этого места.

О сносе стихийных придорожных памятников на прошлой неделе сообщил глава областного департамента транспорта Николай Симонов. Объясняя такое решение, главный дорожник области сослался как на существующее постановление губернатора Виктора Толоконского, запрещающее установку подобных сооружений на придорожной территории, так и на эстетическую сторону вопроса: «Не каждому приятно ездить по дороге как по кладбищу» - цитируют НГС.НОВОСТИ слова Николая Симонова.

Справка

В период с 2003 по 2008 годы на дорогах Новосибирской области в дорожно-транспортных происшествиях погибло 3235 человек, из них в 2008-м — 454. Самыми аварийными в 2008 году стали трасса К17 Новосибирск – Кочки – Павлодар (18 очагов аварийности, 86 ДТП, 23 погибших) и трасса М52 «Чуйский тракт» (27 очагов, 91 ДТП, 43 погибших). Данные отдела информации и пропаганды УГИБДД по Новосибирской области. Как рассказал заместитель руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Александр Штапов, курирующий вопрос по незаконным строениям в придорожной зоне, вопрос по памятникам жертвам ДТП на обочинах дорог возник в силу того, что их количество за последние годы неимоверно выросло и дальше терпеть их стало невозможным. «Еще 30 марта 2005 года губернатор Виктор Толоконский подписал постановление, в котором четко сказано, что в пределах придорожных полос запрещается установка и иное размещение памятников погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, — говорит Александр Штапов. — Поэтому мы просто намерены исполнять это постановление». Как пояснил Штапов, в первую очередь задачу областных дорожных подразделений он видит не в переносе существующих памятников, а в категорическом запрете на установку новых. «Препятствовать этому незаконному явлению мы начинаем уже сегодня», — уточнил чиновник. Позиция же в отношении существующих памятников у областного департамента транспорта не столь непримирима. «Никто не будет сносить памятники бульдозером, потому что никто не хочет навлечь на себя проклятье, — говорит Штапов. — С каждым памятником вопрос будет решаться индивидуально, и совершенно точно, что многие памятники мы оставим — вопрос этот очень деликатный, и рубить шашкой здесь нельзя». В том же случае, если отыскать родственников, установивших памятник, не получится и сам памятник будет «неухоженным», то он однозначно будет демонтироваться и отвозиться на специальный склад, где какое-то время будет опять-таки ждать своих владельцев, объяснил Штапов. Таким образом, по его мнению, через несколько лет в Новосибирской области на обочинах дорог останутся только самые «цивильные» из ныне существующих памятников, а новые не будут появляться вовсе. Как сообщил старший инспектор по пропаганде УГИБДД по Новосибирской области Алексей Толочный, больше всего памятников жертвам ДТП установлено в зоне очагов аварийности на дорогах областного и федерального значения. В общей сложности это почти 100 очагов аварийности (3 и более ДТП) на трассах М52 «Чуйский тракт», К17 Новосибирск – Кочки – Павлодар, М51 «Байкал», К19 Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий, М53 «Байкал» и Новосибирск – Томск. «Что изменится, если уберут все памятники из этих зон очагов аварийности, можно только гадать, так как в ГИБДД никто специально не исследовал, как они влияют на дорожную безопасность», — говорит Толочный. Однако, по мнению бывшего начальника УГИБДД по Новосибирской области, а ныне председателя Новосибирского фонда родственников, пострадавших в автоавариях, Петра Морозова, перенос памятников жертвам ДТП с обочин дорог может повлечь за собой серьезные последствия. «В конце девяностых мы даже специально поставили на постаменты разбитые машины в Чулыме, Куйбышеве, Татарке, Искитиме и других районах, чтобы лишний раз напомнить водителю, чем чревато нарушение правил дорожного движения, — говорит Морозов. — И если подобные напоминания уберут, то теоретически это может повлечь за собой увеличение аварийности на дорогах». С такой точкой зрения согласился и водитель с 20-летним стажем Владимир Кириллов, являющийся координатором регионального движения автомобилистов «Свобода выбора», добавив, что надо не памятники убирать, а делать все возможное, чтобы число ДТП с погибшими, а значит, и необходимость ставить им памятник, свести на нет. Сама традиция устанавливать памятники вдоль дорог на месте гибели человека предположительно возникла только в прошлом веке, в то время как обычаю устанавливать памятники не на месте захоронения умершего — многие тысячи лет, утверждает ученый-археолог и главный редактор журнала «Наука в Сибири» Юрий Плотников. «И очень вероятно, что у этой современной традиции не культурологические, а психологические основания — людям необходимо являться на место гибели, — добавляет историк-медиевист Андрей Бородихин. Если это так, то запретить им и дальше как-то отмечать место гибели родного человека практически невозможно».

Новости по теме